На Соловках: временные выставки

#5e6d91

В конференц-зале Образовательного центра («Петербургская гостиница») проводятся временные выставки, приуроченные к музейным мероприятиям (конференции и семинары, фестивали, ярмарки), а также отчётные выставки по результатам работы групп студентов и школьников, проходящих музейно-образовательные практики в Соловецком музее-заповеднике.

    Православные братства на Русском Севере

    июль 2018 г.

    Выставка «Православные братства на Русском Севере», приуроченная к 100-летию воззвания патриарха Тихона к верующим России об образовании духовных союзов, прошла на Соловках в июле 2018 года в рамках проведения научно-практической конференции «История страны в судьбах узников Соловецких лагерей». Выставка была организована в Трапезной палате Соловецкого монастыря – архитектурном памятнике XVI века.

    Организаторами выставочного проекта выступили: Культурно-просветительский фонд «Сретение» (г. Архангельск), Св. Михайло-Архангельское малое православное братство, Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь.

    Авторы проекта рассказали о научно-исследовательской работе, которая предшествовала созданию выставки: «В результате проделанной работы удалось обнаружить сведения о 20 православных братствах, существовавших в Архангельской епархии до революции 1917 года. Актуальность проекта связана и с актуализацией памяти о самых достойных людях Русского Севера, многие из которых были членами братств: святой праведный Иоанн Кронштадтский, протоиерей Михаил Попов, епископ Иоанникий (Казанский), архангельские губернаторы Александр Платонович Энгельгардт и Иван Васильевич Сосновский, Иустин Михайлович Сибирцев, о. Михаил Сибирцев, о. Павел Ильинский (в августе 1917 г. избран членом Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. от Архангельской епархии), о. Александр Нечаев (председатель православного братства во имя св. Мартина Исповедника)».

    Вик. Кресты как окна

    июль 2018 г.

    Выставка «Кресты как окна» петербургского художника Вика (Вячеслава Юрьевича Забелина, 1953 – 2016), одного из видных представителей советского андеграунда, прошла в конференц-зале Соловецкого музея-заповедника с 4 по 15 июля 2018 года.

    Название выставки выбрано неслучайно. «Кресты можно понимать как подрамники, на которых мастер творит, душа его ликует, сердце трепещет в предвкушении того, что получится в результате этого благостного труда. И через страдания, очищение и воскресение создаются произведения, как окна в новый мир. Тема очищения через страдания, тема катарсиса прослеживается во многих работах Вика. Сам художник говорил: «Гробовая доска — наша юдоль, и только за ней зачтётся нам по заслугам».

    В экспозиции, организованной в Соловецком музее-заповеднике, Вик был представлен в разных жанрах изобразительного искусства. В первую очередь, это живопись: иллюстрации к роману Маркеса «Сто лет одиночества», «Иерусалимские лестницы», серия «Кресты как окна». Также графические наброски, расписные пасхальные яйца и одна икона.

    Вик был художником искренне верующим. Он изъяснялся языком символов и воспринимал картину как окно во Вселенную, где воссоединены духовное и природное начало. В своих работах Вик говорил о вере в Бога современным языком живописи, он максимально откровенен, это попытка исповеди, выражение любви. «Я всё время стремился к воздуху, — писал художник о своём творчестве. — Пространственная геометрия никак не может отражать мир, в котором я живу. Поэтому я создаю из ничего — океан. Всё светится, мерцает. Вот кресты. Как они реагируют на нашу сущность? Ответ: очень сильно! В них заряд Бога, в них ответ — откуда мы. И на заре человечества они были и до сих пор проявляются в скрытой и открытой форме. В небе я видел их в голубом, два раза, но этого хватит, наверное, на всю оставшуюся жизнь».

    Царская семья

    июль – август 2017 г.

    Фотовыставка «Царская семья» была организована Соловецким музеем-заповедником на паперти Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря и экспонировалась в июне – августе 2017 года.

    Выставка создана в 2012 году в Царском Селе по благословению настоятеля Софийского (Вознесенского) собора г. Пушкина протоиерея о. Геннадия (Зверева). Она задумана и воплощена с основополагающей целью – с помощью представленных материалов показать духовную красоту, аристократию духа Святых Царственных страстотерпцев.

    Основное назначение выставки – это патриотическое и духовно-нравственное воспитание современного человека, когда на примере семьи Царственных мучеников дается ярчайший образец служения Отечеству и благочестивой семейной жизни, когда поистине великий духовный опыт Царской Семьи предлагается как один из благодатных источников семейного благополучия и одухотворенного счастья, в основе которых лежат православная вера, любовь, чистота отношений, патриархальный уклад, многодетность и патриотизм. Всё это является особо актуальным в наше время.

    Выставка создавалась трудами: фотохудожника Геннадия Евгеньевича Малофеева (г. Москва) – предоставление фотоматериалов, печать фото и живописных работ; экскурсовода Тамары Николаевны Руновой (г. Санкт-Петербург) – предоставление фотоматериалов, обработка фотографий; Александра Сергеевича Попова (г. Воскресенск) – багетные работы.

    Беломорканал: «негативы» и «позитивы»

    июль 2017 г.

    Фотовыставка «Беломорканал: “негативы” и “позитивы”» демонстрировалась Соловецким музеем-заповедником в июле 2017 года в конференц-зале «Петербургской гостиницы».

    Выставка, посвящённая 80-летию завершения основного этапа строительства Беломорско-Балтийского канала, была создана Национальным музеем Республики Карелия в 2013 году. В яркой, но многострадальной истории СССР опыт Беломорстроя 1930-1933 гг. проторил путь «Архипелагу ГУЛАГ». Строительство Беломорско-Балтийского канала осуществлялось заключёнными каналоармейцами под руководством ОГПУ.

    Фотовыставка «Беломорканал: “негативы” и “позитивы”» (куратор М.Ю. Данков) создана на основе фондовой коллекции Национального музея Республики Карелии, полученной в 1940-х гг. Экспозиция построена по тематико-хронологическому принципу и включает четыре тематических комплекса: «Сталинский план», «Чекисты», «Каналоармейцы» и «Искусство ГУЛАГа». Посетители могли увидеть 33 уникальных фотографии. Среди них «Наставления сотрудников ОГПУ перед отправкой фаланги бурильщиков 5 боеучастка на очередной прорыв. 1933 г.», «Руководители штаба 8 отделения в с. Шижня. 1931 г.», «Митинг заключённых 1 лагерного участка. 1932 г.», «Символическая могила филонов на 3 шлюзе. 1932 г.». Привлекли внимания фотодокументы, отразившие ручной труд узников, в том числе, заключённых женщин, строительные объекты – плотины, откосы и шлюзы канала, но главное – лица «каналоармейцев», работавших на сталинской «стройке века».

    Выставку успешно дополнила мультимедийная презентация музейного собрания, которую специально подготовил научный сотрудник кафедры теории вероятностей и анализа данных Петрозаводского государственного университета А.Н. Талбонен.

    Чемодан заключённого

    июль 2017 г.

    Выставка «Чемодан заключённого», созданная Медвежьегорским краеведческим музеем и Соловецким музеем-заповедником, экспонировалась в конференц-зале «Петербургской гостиницы» 25 – 30 июня 2017 года.

    Автор выставки, директор Медвежьегорского музея Сергей Колтырин, так рассказывает о ней: «Выставка «Чемодан заключённого» – это новое понимание темы строителей Беломорканала. Люди, которые добровольно-принудительно приезжали на стройку первых пятилеток 30-х годов прошлого столетия, собирали свой багаж. В нашем случае – это самодельный, сделанный из фанеры и реечек чемодан, который закрывался на висячий замочек или на проволоку-скрутку.

    Что брали с собой в дальнюю дорогу? Всё самое необходимое и нужное. Здесь находятся опасная бритва и машинка для стрижки волос, помазок и вафельное полотенце, мужские кальсоны, сшитые ещё в 1920-е годы. Данный предмет передала в музей внучка Фёдорова Василия Ивановича, бывшего строителя ББК, расстрелянного в урочище Сандармох. С собой брали алюминиевую кружку и дюралюминиевые миску и ложку. В нашем чемодане есть и женские предметы – это дамская сумочка. Хозяйка сумочки Прасковья Ивановна Климова с ней не расставалась в 30-е и 40-е годы. Прошла лагеря и войну. Очки-колёса – необходимый предмет для чтения стихов любимого поэта.

    Человек, собрав свой чемодан и попрощавшись с семьёй, уезжал на стройку. А там его встречали представители НКВД или руководство стройки, и начиналась новая жизнь. Предлагалось взять только нужное, необходимое. Затем под конвоем – в барак, далее – с тяжёлой лопатой, киркой и тачкой на работу. И день длился столько, сколько нужно было руководству.

    Задача была одна – построить в срок и качественно. Человек попадал в огромный механизм строительства и становился маленьким винтиком в большом деле. И не важно, устал он, заболел или переутомился. Главное – темп, план и выполнение. Умирал, заболевал или покалеченный физически, морально и духовно, он выпадал из обоймы стройки. На смену ему приходили новые, здоровые и сильные. Шёл нескончаемый поток рабочего класса, интеллигенции, колхозного крестьянства.

    И ещё один предмет – это лагерная дощечка, на которой карандашом написаны стихи».

    -