Творческие практики

#392f57

На базе Школы ремёсел ежегодно проходят летние творческие практики для профилированных школьных и студенческих групп. Цель и смысл их в том, чтобы приобщить новое творческое поколение, будущих профессионалов, к наследию Соловецкого монастыря, опыту народной культуры Русского Севера. Программа практики выстраивается музейными специалистами с опорой на фондовые коллекции, уникальное культурно-историческое наследие Соловков и реализуется при участии народных мастеров.

2011: «Изразцовое дело» (РГПУ им. А.И. Герцена, руководители: Светлана Андрюнина и Павел Бандуров, г. Санкт-Петербург; ДДТ «Фонтанка 32», руководитель: Надежда Олейник, г. Санкт-Петербург).

2012: «Архитектурная керамика: опыт реконструкции изразцовых печей Соловецкого монастыря» (СПГХПА им. А.Л. Штиглица, руководитель: Юлия Листкова, г. Санкт-Петербург); «Соловецкий изразец в контексте культуры и истории» (РГПУ им. А.И. Герцена, руководители: Надежда Олейник, Светлана Андрюнина и Павел Бандуров, г. Санкт-Петербург).

2013: «Традиции гончарного дела Русского Севера» при участии народного мастера России Сергея Лопатенко (СПГХПА им. А.Л. Штиглица, руководитель: Юлия Листкова, г. Санкт-Петербург); «Соловецкие мотивы в художественном текстиле» (РГПУ им. А.И. Герцена, руководители: Надежда Олейник и Светлана Андрюнина, г. Санкт-Петербург); «Традиционная техника работы на ручном круге» (УдГУ, руководитель: Людмила Захарова, г. Ижевск).

2014: «Традиция и творчество в гончарном деле» при участии народного мастера России Сергея Лопатенко (СПГХПА им. А.Л. Штиглица, руководитель: Юлия Чиркова, г. Санкт-Петербург); «Живая традиция» при участии народного мастера России Александра Зварича (УдГУ, руководитель: Людмила Захарова, г. Ижевск).

2015: «Керамика в интерьере: гончарные формы в контексте истории и архитектуры» при участии народного мастера России Александра Зварича (СПГХПА им. А.Л. Штиглица, руководитель: Полина Метелькова, г. Санкт-Петербург и УдГУ, руководитель: Людмила Захарова, г. Ижевск).

2016: «Соловецкие памятные вещи в керамике: традиции и творчество» при участии народного мастера России Александра Зварича (СПГХПА им. А.Л. Штиглица, руководитель: Константин Чирков, г. Санкт-Петербург и УдГУ, руководитель: Людмила Захарова, г. Ижевск).

2017: «Соловецкий вертоград» (Детская творческая мастерская ДДТ «Фотанка-32», руководитель: Надежда Олейник, г. Санкт-Петербург).

Соловецкий  Вертоград

Программа «Вертоград Соловецкий» – тематическая практика учащихся Детской Творческой Мастерской ДДТ «Фонтанка-32» (г. Санкт-Петербург). Сроки проведения: 30 июня – 16 июля 2017 г. Руководитель проекта: ведущий методист Волкова Е.В.; куратор программы от Соловецкого музея-заповедника: музейный педагог Базилевских Л.Н.; руководители учебной практики: художники-педагоги Олейник Н.А., Пилюгина А.И.

Основная задача проекта состояла в том, чтобы разработать интерактивный детский маршрут по Соловецкому острову и творческую тетрадь с заданиями, которые помогут ребёнку погрузиться в духовную, природную, архитектурную и историко-культурную среду Соловков. Тетрадь была выполнена по мотивам древнерусской рукописной книги.

Кроме традиционной экскурсионной программы и знакомства с Морским музеем, практика включала в себя цикл разнообразных по жанру интерактивных музейно-образовательных занятий по теме сессии: «Град Соловецк» (по территории монастыря и его окрестностей), «Образ Райского сада в предметном мире монастыря» (на музейной экспозиции «Соловецкая Ризница»), цикл занятий «Сад спасения. Страницы истории соловецкой святости» (Савватьево, Филипповская пустынь), «Образ древнерусской книги». Важной частью сессии были походы в Ботанический сад, на Муксалму, мыс Белужий и Большой круг каналов, сочетавшиеся с пленэрной практикой. Программу дополнили мастер-классы «Северная народная глиняная игрушка» и «Соловецкая игрушка» (Загребина Е.В.).

По итогам программы в конференц-зале Петербургской гостиницы состоялась выставка «Под соловецким небом» с мастер-классами.

Пленэр на Муксалме
Поход на мыс Белужий
Занятие «Строитель Филипп» (Филиппова пустынь)
Измеряем Трапезную саженями. На маршруте интерактивного занятия «Град Соловецк»
Игра в городки. Фрагмент интерактивного занятия «Град Соловецк»
Пленэр в монастыре
Занятие «Сад спасения. Страницы истории соловецкой святости» (Савватьево)
Работа над книгой
Весёлая переменка. На качелях у мастерской
Обложка книги «Вертоград Соловецкий»
Форзац
Страница, посвящённая святителю Филиппу
Страница, посвящённая истории Савватьево
Страница о горе Секирная
Страница о Муксалме
Страница про поход на мыс Белужий
Страница про Ботанический сад
Афиша выставки
Церемония открытия выставки
Мастер-класс на выставке
Пленэрные зарисовки
В Ботаническом саду
Сад Соловецкий
Соловецкие памятные вещи в керамике: традиции и творчество

Программа «Соловецкие памятные вещи в керамике: традиции и творчество» – совместный проект двух художественных вузов (СПГХПА им. А.Л. Штиглица и УдГУ) и Школы ремёсел Соловецкого музея-заповедника. Первый этап проекта был реализован при участии студентов кафедры керамики и стекла СПГХПА им. А.Л. Штиглица (г. Санкт-Петербург). Сроки проведения: 18 июня – 2 июля 2016 г. Руководитель программы: ведущий методист Волкова Е.В.; куратор программы от музея-заповедника: музейный педагог, художник Загребина Е.В.; руководитель учебной практики: художник-керамист Чирков К.А. На втором этапе к проекту подключились студенты Института искусств и дизайна Удмуртского государственного университета (г. Ижевск). Сроки проведения: 26 июня – 18 июля 2016 г. Куратор программы от музея: музейный педагог, художник Базилевских Л.Н.; ведущий специалист: народный мастер России, член Союза художников России Зварич А.Н.; руководитель учебной практики: старший преподаватель кафедры Декоративно-прикладного искусства УдГУ Захарова Л.А.

Главная задача проекта заключалась в том, чтобы, опираясь на традицию, с учётом современного опыта, разработать и изготовить образцы керамики в память о Соловках и продумать их подарочное оформление. Студенты УдГУ зафиксировали опыт работы над проектом в технологической карте изделия.

Программа практики включала в себя разнообразные экскурсии и занятия, цель которых состояла в том, чтобы помочь участникам программы приобщиться к богатейшему духовному, культурному и природному наследию Соловков. В частности, для студентов были проведены специализированные экскурсии по архитектуре Соловецкого монастыря (искусствовед Петровская Л.А.) и повседневной жизни обители (Базилевских Л.Н.).Студенты познакомились с памятниками из чёрного кованого металла на территории Центрального комплекса обители и их современными копиями (реставратор по металлу Быков Е.А.). Органичной частью программы были лекции «Соловки в дореволюционной фотографии» (Ильин М.О.) и «Образ Соловецкого монастыря в иконописи и гравюре» (Базилевских Л.Н.). С темой сессии непосредственно было связано занятие на музейной экспозиции «Изделия ремесленных мастерских Соловецкого монастыря» (Волкова Е.В.) и мастер-класс по соловецкой глиняной игрушке (Загребина Е.В.). Программу занятий дополнили совместные просмотры изобразительного материала по народной керамике и соловецким памятным вещам. Основная часть программы была посвящена гончарной практике и строительству горна (Зварич А.Н.).

По итогам сессии в конференц-зале Петербургской гостиницы состоялась выставка «Узелки на память».

   Познакомиться с выставкой «Узелки на память»

Разговор без слов
Занятие Петровской Л.А. «Архитектурные памятники Соловецкого монастыря XVI в.»
Занятие Волковой Е.В. «Изделия ремесленных мастерских Соловецкого монастыря»
Занятие Финогенова Е.А. «Традиции деревообработки в Соловецком монастыре»
Соловецкие трудники. Поддерживаем традицию
В гостях у отца Севастьяна
Эскизные разработки проекта Анастасии Любич (УдГУ)
Студентки СПГХПА с народным мастером Зваричем А.Н.
Мастер-класс Зварича А.Н. по традиционной технике работы на ручном гончарном круге
Студентка СПГХПА Ксения Павлова-Васильева работает над проектом «Соловецкие озёра»
Анна Морозова, студентка УдГУ, с гипсовыми формами
Готовим мучную «болтушку» для обвары
Обвара
Обжиг в горне на берегу моря!
Открытия
Сияющая красота
Превращение (после чернения)
Чудо-изразец. Фрагмент композиции Алисы Масловой (УдГУ)
«Колокольный звон». Алиса Маслова (УдГУ)
Эскизы к проекту «Рыба в лесу». Автор – Карина Драчёва (СПГХПА)
«Рыба в лесу». Автор – Карина Драчёва (СПГХПА)
Керамическая композиция Карины Драчёвой в природной среде
Чернильница-непроливайка. Автор – Константин Чирков (СПГХПА)
«Соловецкий мобиль». Автор – Екатерина Сапельчинкова (СПГХПА)
Предмет из серии «Соловецкие озёра». Автор – Ксения Павлова-Васильева (СПГХПА)
«Шкатулка для соловецких сокровищ». Автор – Мария Немчинова (СПГХПА)
Композиция с рыбами. Автор – Анна Морозова (УдГУ)
Страницы технологической карты Анастасии Любич (УдГУ)
Набор памятных предметов «Град Соловецк». Автор – Анастасия Любич (УдГУ)
Композиция с автором Алисой Масловой на берегу Белого моря
Композиция «Туман». Автор – Алиса Маслова (УдГУ)
В память о Соловках
Керамика в интерьере: гончарные формы   в контексте истории и архитектуры

Программа «Керамика в интерьере: гончарные формы в контексте истории и архитектуры» – тематическая практика студентов СПГХПА им. А.Л. Штиглица (г. С-Петербург) и студентов Института искусств и дизайна Удмуртского государственного университета (г. Ижевск). Сроки проведения: 24 июня – 13 июля 2015 г. Руководитель проекта: ведущий методист Соловецкого музея-заповедника Волкова Е.В.; куратор программы от музея: художник, музейный педагог Базилевских Л.Н.; ведущий специалист: народный мастер России, член Cоюза художников России Зварич А.Н.; руководители учебной практики: старший преподаватель кафедры Декоративно-прикладного искусства УдГУ Захарова Л.А.; художник-керамист Метелькова П.В.

Основная задача программы: разработка проектов гончарных наборов посуды для интерьера Трапезной палаты Соловецкого монастыря, а также изготовление избранных образцов в материале, в технике «налепа» на ручном гончарном круге, с использованием традиционных способов декорирования и обжига в дровяной печи.

Погружению в проблематику сессии способствовала программа специализированных занятий и экскурсий, связанных с темой проекта. Это экскурсия «Архитектурные памятники Соловецкого монастыря XVI века» (искусствовед Петровская Л.А.) и занятия: «Особенности монастырской трапезы» (Базилевских Л.Н.), «Керамика Соловецкого монастыря», «Традиционный ассортимент и базовые формы народной керамики» (Волкова Е.В.). Наиболее важной была практическая часть программы, которую преподавал гончар Зварич А.Н. В ходе ежедневных занятий студенты не только знакомились с традициями гончарного дела, но и осваивали их.

По итогам сессии в конференц-зале Петербургской гостиницы состоялась выставка «Хлеб на стол, и стол – престол». Керамика, изготовленная в ходе сессии, также вошла в состав выездной выставки Соловецкого музея-заповедника «Взят от земли яко Адам».

   Познакомиться с выставкой «Хлеб на стол, и стол – престол»

Рождение образа
Мастер-класс по работе на ручном гончарном круге народного мастера России Зварича А.Н.
Вот такая мощь!
По мастеру и ученики
Занятие Базилевской Л.Н. «Особенности монастырской трапезы»
Занятие Волковой Е.В. «Керамика Соловецкого монастыря»
Обсуждение эскизного проекта Елены Дёминой (УдГУ)
Маргарет Каримова (СПГХПА) представляет свой проект
За кругом
Лощение требует терпения
Творческий процесс
Впечатляемся соловецкой архитектурой. Занятие Петровской Л.А.
Проект набора гончарной посуды «Дивный сад». Маслова Алиса (УдГУ)
Метелькова Полина. Проект набора посуды для Трапезной Соловецкого монастыря (СПГХПА)
Проект сервиза «Лемех». Любич Анастасия (УдГУ)
Новорождённые
Воплощение
Прообраз
Собираем кирпич для строительства горна
Замешиваем раствор для обмазки печи
Строим печь
Растёт!
Дышит!
Закладка керамики
Каждый раз – новое чудо!
Огненное художество
Таинственная красота
Получилось!
Команда в сборе
Место, в которое хочется вернуться
Живая традиция

«Живая традиция» – тематическая практика студентов Института искусств и дизайна Удмуртского государственного университета (г. Ижевск). Сроки проведения: 16 июля – 1 августа 2014 г. Руководитель и куратор от музея-заповедника: ведущий методист Волкова Е.В.; ведущий специалист: народный мастер России, член союза художников России Зварич А.Н.; руководитель учебной практики: старший преподаватель кафедры Декоративно-прикладного искусства Захарова Л.А.

Задачей этой программы было творческое осмысление опыта народного гончарства. Студенты пытались ответить на вопрос о том, как традиционная керамика может жить в современном мире.

Образовательная программа была обширной. Она включила в себя не только практические, но и лекционные занятия по ассортименту народной керамики, традиционной технологии гончарного дела, истории северных промыслов. Студенты посещали экскурсии, знакомились с видео- и фотоматериалами по теме. После подготовки и утверждения эскизов практиканты приступили к выполнению проектов в материале. Все работы изготовлены в технике «налепа» на ручном гончарном круге. В ходе практики студенты познакомились с традиционными приёмами защиты черепка и декорирования керамики: обварой, чернением, лощением, глазурованием; изучали эффекты восстановления глазурей в режиме дровяного обжига. Постройка горна на берегу моря и сам процесс обжига проживались как праздник.

Итогом программы стала одноимённая выставка, открывшаяся в конференц-зале Петербургской гостиницы, и фильм «Живая традиция». Многие работы, созданные в ходе этой практики, экспонируются на выездной выставке Соловецкого музея-заповедника «Взят от земли яко Адам».

   Посмотреть фильм «Живая традиция»

Обжиг в построенном горне стал праздником
Горн среди валунов, на берегу Белого моря
Огненные испытания
Всё в радость!
Занятие Волковой Е.В. «Базовые формы народной керамики Русского Севера»
Введение в тему: мастер-класс Зварича А.Н. по работе на ручном гончарном круге
Архаичная техника «жгутового налепа»
Первые опыты: построение предмета на ручном круге
Соловецкие образы в нашей керамике
«Горшок делаешь, как дитя растишь, всё присматриваешь…»
Все на солнышко!
Гончарный набор «Ковчег». Автор – Загребина Е.
Гончарный набор «Черника». Автор – Морозова А.
В ночь перед выставкой. Усталые, но счастливые…
Жизнь выставки
Любич А. со своими работами
Гончарный набор «Северные травы». Автор – Любич А.
Гончарный набор «Симфония камней». Автор – Базилевских Л.
Гончарный набор «Три медведя». Автор – Александрова Н.
Авторы выставки и её зрители
Мастер-классы на выставке
Гончарный набор «Золотая рыбка» с автором Сунцовой Л.
«Это было время радости…»
Традиция и творчество в гончарном деле

«Традиция и творчество в гончарном деле» – тематическая практика студентов кафедры керамики и стекла СПГХПА им. А.Л. Штиглица (г. Санкт-Петербург). Сроки проведения: 5–31 июня 2014 г. Руководитель и куратор программы от музея-заповедника: ведущий методист Волкова Е.В.; руководитель учебной практики: художник-керамист Чиркова Ю.В.

Главная задача программы состояла в творческом применении опыта народной керамики. Наборы посуды, созданные на основе соловецких впечатлений, были выполнены на гончарном круге на основе базовых форм северной керамики с использованием традиционных для крестьянского гончарства приёмов декорирования.

Подготовительная часть программы была нацелена на погружение участников в духовное, культурно-историческое и природное пространство Соловков. Помимо общепринятых экскурсий и походов, группа посещала Морской музей, побывала в гостях у о. Севастьяна в Филипповской пустыни. Программа включила в себя также лекцию-просмотр по базовым формам и ассортименту народной керамики и практические занятия по традиционным способам декорирования.

По итогам работы в конференц-зале Петербургской гостиницы состоялась выставка «На круги своя». Керамика, созданная в ходе сессии, продолжает экспонироваться в рамках выездной выставки Соловецкого музея-заповедника «Взят от земли яко Адам».

   Познакомиться с выставкой «На круги своя»

На волне. Приёмы сомовской керамики и образы Белого моря
Выполнение проектов в материале
В емецкой традиции. Подготовка к работе с деревянными печатями (чеканами)
Эскизные разработки
Проект гончарного набора Чиркова К. «Белое море»
Проект гончарного набора для Филипповской пустыни Выборовой Д. «Источник»
Проект гончарного набора Беловой Ю. «Рыбы»
Гончарный набор «Рыбы». Автор – Белова Ю.
Набор гончарной посуды «Белое море». Автор – Чирков К.
Набор гончарной посуды для праздничной трапезы «Светлый праздник». Автор – Чиркова Ю.
Блюда из набора «Светлый праздник». Автор – Чиркова Ю.
Прощальное чаепитие на берегу моря
Традиционная техника работы на ручном гончарном круге

«Традиционная техника работы на ручном гончарном круге» – тематическая практика студентов Института искусств и дизайна Удмуртского государственного университета (г. Ижевск). Сроки проведения: 1–15 августа 2013 г. Куратор от музея-заповедника: ведущий методист Волкова Е.В.; ведущий специалист: народный мастер России, член союза художников России Зварич А.Н.; руководитель учебной практики: старший преподаватель кафедры Декоративно-прикладного искусства Захарова Л.А.

​Основная задача музейно-образовательной программы заключалась в том, чтобы, опираясь на опыт традиционной культуры Русского Севера, познакомить студентов с традициями крестьянской керамики: базовыми формами народного гончарства и техникой работы на ручном гончарном круге. Главной опорой учащихся в их погружении в традиции народной керамики был гончар Александр Николаевич Зварич.

​Образовательная программа включала в себя теоретические занятия с просмотром фото- и видеоматериалов и ежедневную практику в Гончарной мастерской Школы ремёсел. Архаичная техника работы на ручном гончарном позволяет разобраться в формообразовании предметов и построить практически любую по объёму и сложности форму. Опыт этот неоценим в профессиональном и творческом становлении будущих художников. Важнейшим событием сессии стала постройка горна и успешное проведение дровяного обжига.

​Проживая гончарную тему, студенты постоянно ощущали себя в большом и многозначном контексте Соловков, органично связанных с народной культурой и традиционными технологиями. По общему признанию участников сессии, в ходе практики сложилась творческая, рабочая и, в то же время, радостная атмосфера, которая всех наполнила Соловками и объединила между собой. И, может быть, неслучайно на прощальной фотографии вся группа оказалась под сводом сияющей радуги. Итогом работы в материале стала коллекция гончарной посуды, изготовленная в традиции крестьянской керамики. Все изделия выполнены в технике «налепа» на ручном гончарном круге.

Базовые уроки
Работа мастера
Занятие народного мастера России Зварича А.Н. «Приёмы работы на ручном гончарном круге»
Переработка глины
Вдохновляемся работой «мухинцев»
Работа с мастером
Нагончарили!
Глазурование
Первый горн
Из печки, тёпленькие ещё!
Секреты окарины
У отца Севастьяна
Проект сервиза «Соловецкий». Автор – Захарова Л.А.
Набор чайной посуды «Соловецкий». Работа студентов УдГУ
Итоги на праздничном столе
Тарелка с изображением Соловецкого монастыря. Аналог исторического изделия. Работа студентов УдГУ
Под радугой
Навстречу солнцу
Традиции гончарного дела Русского Севера

«Традиции гончарного дела Русского Севера» – тематическая практика студентов кафедры керамики и стекла СПГХПА им. А.Л. Штиглица (г. Санкт-Петербург). Сроки проведения: 1–25 июня 2013 г. Куратор программы от музея-заповедника: ведущий методист Волкова Е.В.; руководитель учебной практики: художник-керамист Листкова Ю.В.; ведущий специалист: народный мастер и член Союза художников России Лопатенко С.А.

Главная тема программы – опыт народного гончарства и его актуализация. Современное образование профессиональных керамистов практически не учитывает знаний, накопленных народным гончарством на протяжении веков. Одна из важнейших миссий музея состоит в том, чтобы не только сохранить предметы, собрать и проанализировать знания о технологии народного гончарства, но и передать этот опыт будущим поколениям.

Конкретная задача этой программы – разработка авторских проектов соловецкого сервиза и коллективная работа по выполнению одного из проектов в материале.

Главной опорой программы был гончар Сергей Александрович Лопатенко. В ходе сессии прошли занятия по переработке природной глины, по работе на ручном гончарном круге в технике «налепа», по традиционным способам декорирования. На занятиях разбирали также конструкции северных горнов и особенности обжига в русской печи. Студенты познакомились с базовыми формами крестьянской посуды и особенностями её бытования, узнали об истории гончарного производства на Соловках, об ассортименте продукции соловецкого Гончарного завода. Итоги программы были представлены на разнообразных выставках Соловецкого музея-заповедника, посвящённых гончарному ремеслу.

В работе
На соловецком карьере. Опыты с местной глиной
Лекция по народной керамике члена Союза художников России и народного мастера Лопатенко С.А.
Монументально
Погружение
Красота – всюду
На музейной экспозиции в Ризнице
Проект сервиза гончарной посуды «Роговаленок». Автор – Кондратенко Е.
Проект сервиза гончарной посуды «Беломорье». Автор – Афанасьева О.
Проект сервиза гончарной посуды «Ракушки Белого моря». Автор – Зуева Е.
Представление проекта
Презентация итогов практики
Отец Порфирий с руководителями практики
Сервиз «Роговаленок». Коллективная работа студентов СПГХПА
Творческие занятия с соловецкими детьми. Дружим
Работа над кашпо «Соловецкий град-сад»
Занятие с местными школьниками «Соловецкая башня»
Детский проект набора гончарной посуды, выполненный под руководством студентов
Детский рисунок «Натюрморт с кувшином на фоне звёздного неба и зеленой травы»
Детский рисунок «Соловецкая трапеза»
Группа студентов, участников творческой практики с руководителями проекта
Соловецкие мотивы в художественном текстиле

«Соловецкие мотивы в художественном текстиле» – программа тематической практики студентов РГПУ им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург). Сроки проведения: 28 июня – 11 июля 2013 г. Куратор программы от Соловецкого музея-заповедника: Волкова Е.В.; руководители практики: Бандуров П.Г., Олейник Н.А., Андрюнина С.П.

​Задача программы заключалась в том, чтобы на основе соловецких впечатлений разработать эскизы текстильных композиций и выполнить их в материале, используя технику узелкового батика и печати. Интенсивная творческая работа под руководством увлечённых художников-педагогов, круглосуточная жизнь и труд в коллективе, в неблагоустроенных соловецких условиях дала студентам огромный профессиональный и экзистенциальный опыт.

​Кроме выполнения учебных заданий группа трудилась над оформлением одного из общественных интерьеров. Эта конкретная задача помогла творческой мобилизации учащихся и дала возможность студентам внести свой малый, но конкретный вклад в общее дело благоустроения Соловков. Это очень созвучно многовековой народной традиции – приезжать на Соловки со своим даром или безвозмездно потрудиться здесь.

​Итоги многодневных трудов и бессонных ночей были представлены на выставке «Ткани моря». Идея выставки родилась из рабочего процесса. Варили батики в котлах на берегу моря, в солёной морской воде, а затем ещё полоскали их, погружая в волны. Просушивали на северном ветру, натянув верёвки между берёзками.

​Ткани подсвечивались солнцем, надувались, как паруса, ветром, жили вместе с окружающей их красотой. Вот и решили художники поделиться этой радостью со всеми, кто добредёт до Школьной губы. Вдоль дороги протянули ниточку Ариадны, выложили камушки со стрелками. Весело было идти по этой дорожке, будто ты нечаянно забрёл в детство. Батики развесили и разложили прямо на траве и камнях. Гостей угощали чаем с пирогами. Вели неспешные разговоры. И здесь же, пристроившись на вынесенных морем брёвнах, учились у художников делать красоту из простых камней, что были под ногами.

Скатерть для соловецкого интерьера
Разбор этюдов пленэрной практики
Эскизы и пробники
Работа в материале: закладываем рисунок
Варим на костре
Освобождаем от пут
Полоскаем в Белом море
Готовенькие!
Шторы для соловецкого интерьера
Афиша итоговой выставки
Красота!
Списано с натуры
На ветру (фрагмент выставки «Ткани моря»)
Открытие выставки
На берегу Белого моря (фрагмент выставки «Ткани моря»)
Наполненные Соловками
Архитектурная керамика: опыт реконструкции изразцовых печей Соловецкого монастыря

«Архитектурная керамика: опыт реконструкции изразцовых печей Соловецкого монастыря» – тематическая практика студентов кафедры керамики и стекла СПГХПА им. А.Л. Штиглица (г. Санкт-Петербург). Сроки проведения: 1–24 июня 2012 г. Куратор программы от музея-заповедника: ведущий методист Волкова Е.В., научный руководитель программы: искусствовед Петровская Л.А.; руководитель учебной практики: художник-керамист Листкова Ю.В.

​Изучение архитектурной керамики Соловецкого монастыря проходило в фондах музея-заповедника, студенты работали с подлинными историческими изразцами конца XVII в., имели возможность их не только рассматривать, но и вдумчиво копировать. Конкретная задача практики заключалась в том, чтобы выполнить графические реконструкции в цвете двух соловецких печных наборов, полихромного и муравленого, и их различных элементов.

​Второй этап проекта – выполнение в материале большемерного полихромного изразца «Лев и единорог у цветочного вазона», изготовление модели и формы, подбор соответствующих глазурей и три варианта цветового решения избранного изразца. Поставленные задачи были достойно выполнены. Работы студентов предполагается использовать в экспозиционных и образовательных проектах музея-заповедника, посвящённых изразцовому делу.

​Параллельно с работой над своими проектами студенты занимались с соловецкими детьми: рисовали, лепили глиняные игрушки. Целый цикл занятий был посвящён изразцу. По итогам этих занятий в стенах Соловецкой школы была оформлена выставка детских творческих работ.

Работа над графической реконструкцией полихромной печи Святительского корпуса
Проект графической реконструкции муравлёной печи с Заяцкого острова. Автор – Афанасьева Оксана
В процессе
Выверяем
В настроенном интерьере
Реконструкция полихромной печи (Святительский корпус). XVII век. Графическая подача. Автор – Белозёрова Полина
Реконструкция муравленой печи (Заяцкий остров). XVII век. Графическая подача. Автор – Марамыгина Анна
Реконструкция лицевой пластины изразца «Птицы с ягодами». XVII век.: восстановление рисунка, графическая подача. Графический лист с рецептом финифти. Автор – Варламова Ольга
Реконструкция лицевой пластины изразца «Лев и единорог у цветочного вазона». XVII век.: восстановление рисунка, графическая подача. Автор – Удалова Ксения
А солнышко помогает!
Введение в изразцовую тему. Занятие с соловецкими школьниками
Лепим изразцы
А я хочу корабль и богатыря!
Глиняные игрушки, выполненные соловецкими детьми в ходе занятий со студентами
Композиция из детских изразцов
Детский изразец с изображением Соловецкого монастыря
Участники программы с её научным руководителем искусствоведом Петровской Л.А. и археологом Буровым В.А.
Соловецкий изразец в контексте культуры и истории

Программа «Изразцовое дело» – тематическая практика студентов РГПУ им. А.И. Герцена. Сроки проведения: 16–30 июля 2012 г. Куратор программы от Соловецкого музея-заповедника: Волкова Е.В.; руководители: Бандуров П.Г., Олейник Н.А., Андрюнина С.П.

​Программа включала в себя комплекс занятий и экскурсий, помогающих участникам сессии познакомиться с культурно-историческим наследием Соловецкого монастыря, с опытом монастырских производств и традициями северных народных ремёсел. Важной частью программы была пленэрная практика. Основная тема программы была связана с изразцовым делом. Студенты работали в фондах музея-заповедника с подлинными историческими изразцами, а также изучили и отсняли подробный фото- и видеоматериал по истории и технологии изразца и его соловецкого феномена. По итогам программы было подготовлено учебно-методическое пособие по изразцовому делу для музейных посетителей. Результаты пленэрной практики были представлены на выставке «Остров Преображения», которая прошла в конференц-зале Петербургской гостиницы.

Соловецкий изразец
Работа в фондах
Реконструкция фрагментов изразца
Построение румпы изразца
Пошутить-то немножко можно?
Работаем над уточнением модели изразца
Роспись изразца
Занятие по гончарному делу народного мастера России Зварича А.Н.
Постановка рук
Группа студентов РГПУ
В Кресторезной мастерской
В Морском музее
На Обзорной экскурсии
Учебно-методическое пособие по изразцовому делу, подготовленное студентами
Страницы пособия
Афиша выставки по итогам пленэрной практики
Студентка РГПУ на пленэре
Графическая работа Мосовой Ксении
Соловецкий этюд Мосовой Ксении
Пленэрная зарисовка Мосовой Ксении
Под соловецким небом
-