Мастерская Праздника – необычная мастерская. Что же здесь мастерят? Сам праздник не смастеришь, но отношение к нему, понимание и любовь – можно. На занятиях дети вместе с преподавателями знакомятся с традициями православного народного календаря. Рождество, Благовещение, Пасха – главные события, которых здесь ждут и стараются открыть свои сердца для встречи с ними. Каждый год появляются новые идеи, а традиции, многими сегодня забытые, на занятиях оживают и превращаются в частичку нашей современной жизни.
Руководитель Мастерской Праздника:
Базилевских Луиза Николаевна
Родилась в городе Ижевске.
Впервые посетила Соловецкие острова в 2011 году, проходя практику в качестве художника в археологической экспедиции.
В 2014 году закончила факультет Искусств и Дизайна Удмуртского государственного университета.
По окончании учёбы была приглашена на двухнедельную практику на Соловки, где более глубоко начала знакомиться с этим необычным местом.
Осталась на острове для дальнейшей жизни. С 2014 года по настоящее время живу на Соловках.
Работаю в Школе Ремёсел Соловецкого музея-заповедника в качестве художника и музейного педагога.
Цикл занятий Мастерской Праздника «Рождественский пряник» регулярно проводится накануне Великого Праздника – Христова Рождества. Год от года в мастерской мы приобщаемся к старинной традиции – выпекаем и украшаем северные козули.
На первом занятии с помощью форм, сделанных по старинным образцам, дети вырезают фигурки пряников. Пряники символизируют животных, стоящих вокруг Младенца в Рождественских яслях, небесных ангелов, сияющие звёзды… В мастерской появляются и новые «соловецкие» козульные формы, выполненные на основе детских рисунков. После выпечки, на втором занятии мы расписываем пряники. Тёмная фигурка преображается с помощью светлой глазури – в этот момент вспоминается Свет Рождества, спустившийся с небес и освятивший нашу землю. Традиционные северные пряники помогают детям вспомнить историю Праздника и понять его смысл, готовят нас к встрече Великого дня – Рождества Христова.
Когда наши пряники готовы, мы отправляемся с ними в путешествие по посёлку – христославить, возрождаем древний обычай колядования. На Святках со Звездой по улицам и домам бегают счастливые христославы, спеша поделиться радостью Праздника с ближним и угостить сахарной козулей.
На занятиях цикла «Рождественские герои» учащиеся вспоминают историю Праздника и знакомятся с его первыми «гостями».
Рождественских персонажей дети выполняют из ткани, выбирая для каждой куклы определённые материалы. Мудрецы с Востока – в ярких одеждах с золотыми украшениями, простые добрые пастушки – в одеждах из мешковины и мягкие овечки – из войлока. С помощью древних текстов и традиционной иконографии дети узнают, с какой целью герои пришли на Праздник и чему можно у них научиться.
С куклами ребята разыгрывают небольшие представления, а затем отправляются колядовать по посёлку, возрождая древний рождественский обычай – хождение с вертепом – миниатюрным кукольным театром. Дети спешат поделиться с каждым вестью о Рождении Спасителя и спеть радостные колядки. А когда в руках у тебя «свой» пастушок из того самого рождественского хлева, то сам Праздник становится ближе.
Цикл образовательных занятий «Небо Рождества» знакомит учащихся с историей Праздника и его «небесными героями»: звёздами и ангелами. Опираясь на традиционную иконографию праздника, на образцы древнерусского и византийского искусства, дети становятся исследователями Рождественского неба, своеобразными «астрономами». Работы выполняются в традициях северной народной игрушки.
Из белого кусочка глины появляются небольшие звёздочки, а из куска побольше – образ Вифлеемской звезды. Глиняные подсвечники подобны светоносным ангелам-серафимам. После обжига и покрытия глазурью все они превращаются в рождественские украшения.
Интерактивная программа «Рождественское путешествие» представляет собой своеобразную игру, в ходе которой участники узнают о традициях и истории Праздника. Путешествуя с помощью «звёздных посланий», дети на каждой станции выполняют задания, участвуют в мастер-классах, получают новые подсказки и находят заветный клад. В финале путешествия все желающие участвуют в традиционном мастер-классе по приготовлению сочива и пьют чай с угощениями.
Каждый год ребят ожидает новое необычное путешествие. Что будет в новом году? Может быть, Хранитель времени внезапно появится в мастерской и отправит нас в ту таинственную ночь, где мы встретим пастухов и мудрецов с Востока. Или окажемся в настоящем хлеву, рядом с дружелюбными коровками? Встреча Рождества – время чудес, его все мы с нетерпением ждём!
В последний день Масленицы – Прощёное воскресение мы вспоминаем традиции православной Руси – в этот день было принято дарить друг другу сладкие пряники в знак того, что все обиды прощены.
В нашей мастерской появляются необычные пряники, украшенные золотыми леденцами и сладкой канителью. На тёмном корже светится Золотой город, путь в который нам открывает грядущая Пасха.
Примирившись друг с другом и угостившись пряником, мы дружно вступаем в особое время приготовления к Пасхе – Великий пост.
Накануне Великого поста в Мастерской Праздника проходит цикл занятий для детей «Мама Поста». В это время мы с ребятами знакомимся с необычной, но близкой нам греческой традицией: мастерим куклу – Маму Поста.
Великий пост – время весны духовной. О том, как её можно обрести, как очистить душу от «сорняков» и взрастить ростки добродетели, помогает рассказать детям Мама поста. Кукла является и своеобразным календарём, у неё семь ног, по числу недель Великого поста, с ней мы приближаемся к Пасхе, всматриваясь в особенности каждой прожитой недели. Дети с нетерпением ждут нового занятия – узнать что-нибудь интересное и полакомиться ножкой. Таким образом, все вместе мы «весёлыми ногами» идём к Светлому Воскресению Христову.
Маму Поста изготавливают из разных материалов. В мастерской чаще всего мы лепим её из пресного теста, украшая различными семенами. Также пробовали делать кукол из глины и текстиля.
С нетерпением ждут наши ученики особый цикл весенних занятий – «Благовещенские жаворонки». Накануне Благовещения к нам в мастерскую «прилетают» небесные вестники – долгожданные жаворонки. Их мы лепим из теста, по старинной технологии, опираясь на народную традицию.
На Руси существовал добрый обычай, который возрождается и в наше время, – на Праздник Благовещения выпускать птиц на волю. Птица в христианской культуре – образ души человека. Выпущенные на свободу птицы символически передают смысл Праздника – пришедшую в мир весть о спасении и освобождении. И напоминают нам о том, что наши души созданы для небесных обителей, созданы для того, чтобы стать крылатыми.
Ещё совсем недавно существовала традиция выпекать в эти дни обрядовое печенье в виде птичек. Жаворонки лепятся из пшеничного дрожжевого или ржаного пресного теста, затем из жгута различными способами формируются фигурки птичек. Дети с интересом создают целые гнёздышки, усаживают птенчиков на спинку взрослым птицам, устраивают конкурс на самую миниатюрную птичку. Это время всем приносит большую радость.
Одно из важнейших занятий Пасхального цикла – «Вербный букет». Оно проходит накануне Пасхи, в это время дети знакомятся с ещё одним Праздником – Вербным Воскресением. На занятиях мы составляем букеты из вербы, весенних трав и цветов. С помощью них ученики знакомятся с историей и традициями Праздника.
Дети очень любят «вербных пушистиков», которые яркими пятнышками выделяются на фоне пробуждающейся природы. Безжизненные и мёртвые во время зимы, но ожившие от прикосновения солнца, они являются наглядным примером победы жизни над смертью и символом Воскресения.
Вот почему в наших букетах засушенные ещё летом травы – северные колоски, пижма, вереск – так органично соединяются с зеленью и первоцветами. Ведь Вербное воскресенье и следующая за ним Пасха символизируют собой приход Солнца правды и грядущую Вечную жизнь.
Накануне Пасхи в мастерской проходит цикл занятий, посвящённый росписи пасхального яйца. В это время мы с ребятами знакомимся с писанками и крапанками – традицией, распространённой среди многих народов мира.
Название «писанка» происходит от слова писать, то есть украшать поверхность яйца орнаментом, а «крапанка» от слова «крапать», то есть покрывать каплями. Писанка пишется не красками. Роспись делается воском, который резервирует определённый рисунок перед «купанием» яйца в краске. Нанесение воска чередуется с постепенным окрашиванием яйца от светлого к тёмному. Затем яйцо нагревают и снимают воск.
Писанка традиционно имеет строго определённый символический орнамент, но наши детские писанки более творческие, их можно назвать «маляванками». Здесь можно увидеть чудных птиц и рыбок, необычные цветы и деревья. В нашей коллекции есть и традиционная красная писанка с крестом – Древом жизни, а также соловецкая писанка с изображением монастыря.
При свете свечей и звучании пасхальных песнопений, покрытое тёмным воском, яйцо превращается в яркое солнышко-писанку – символ Воскресения и жизни Вечной.