Коллекция дерева из собрания Соловецкого музея-заповедника насчитывает более двух тысяч единиц хранения, из которых в основном фонде числится 1970 предметов. Коллекция разнообразна, охватывает большой временной диапазон, включает памятники редкие, подчас не имеющие аналогов, представляющие регион Архангельской области, поморские земли Карелии и Мурманской области.
Условно весь состав фонда можно поделить на следующие разделы:
- этнографическая коллекция (вещественные памятники, собранные сотрудниками в экспедициях)
- коллекция резных декоративных деталей иконостасов
- соловецкое собрание
- сувениры с соловецкой символикой
Этнографические коллекции
Музей располагает одной из самых значительных этнографических коллекций по традиционной культуре поморов. В собрании представлены орудия труда и инвентарь зверобойного, рыболовного промыслов, столярного, сапожного, бондарного и других ремёсел, а также предметы домашнего обихода, культовые принадлежности.
В музее собрана богатая коллекция прялок (139 ед. хр.), которая включает почти все их разновидности на Русском Севере. Необходимо отметить, что не только для каждой области, но и для каждого района, а иногда даже для несколько изолированно расположенных деревень был свой особенный, традиционный, отличающийся от других тип прялки.В собрании представлена довольно большая коллекция резных рубелей – «катальных палок» для глажения белья. Выразительны и другие предметы деревенского быта: швейки, расписные сундуки, конские дуги, коромысла для вёдер. Резными узорами покрыты многочисленные детали ткацких станков. В собрании музея нет станка в сборе, но детали станка – набилки, притужальники, челноки, блоки-«бобушки» – представлены в большом количестве. Многие предметы украшены ажурной резьбой, некоторые вырезаны в виде фигурок коней и птиц.
В собрании музея хранится очень трогательная коллекция детских игрушек, в большинстве своём сделанная во время зверобойного промысла. Скучая по своим оставленным на берегу ребятишкам, поморы с любовью резали кукол – «панок», «коников», «утушек». Выжигали на них горячим шомполом или гвоздём.
Коллекция предметов, сплетённых или сшитых из бересты, одна из самых многочисленных в фонде, представлена различной величины туесами, корзинами, коробами, пестерями и крошнями. Из лубяного слоя сосны или осины изготовлены короба, лукошки и хлебницы. Из соснового корня сплетены чаши, воронки, шкатулки и даже вазочки, они обладают высокой плотностью и красивой фактурой.
Почти в каждом крестьянском хозяйстве были мастера, умеющие «сложить кадку», сделать скамью, поправить избу. В каждом доме был необходимый для этого инструмент (плотницкий, столярный, бондарный). В собрании музея – большая коллекция рубанков различного назначения, калевок, свёрл, зауторников, скобелей и других инструментов.
Детали иконостасов
Коллекция деталей иконостасной резьбы из собрания музея имеет особую ценность. Благодаря музейным работникам и реставраторам удалось сохранить значительную часть убранства утраченных позднее храмов.
Из д. Верхняя Мудьюга (в настоящее время д. Верховье) экспедициями вывезены царские врата, сень, консоли, накладные детали, колонки трехъярусной конструкции церкви Тихвинской иконы Богоматери и церкви Входа Господня в Иерусалим.
В 1984 г. сгорел весь ансамбль Усть-Кожского погоста XVIIXVIII вв. вместе с колокольней. Благодаря собирательской работе музейных экспедиций были сохранены произведения живописи XVI¬XIX вв. В фонды поступили расписные вертикальные бруски из раннего иконостаса XVII в. и образцы декоративной резьбы по дереву.
В музее хранятся:
- каркас иконостаса из церкви Параскевы Пятницы деревни Воймозеро 1864 г., вывезенный экспедицией в 1977 г.
- колонки, столбики от южных врат, образцы филёнок и капителей иконостаса Преображенского храма 1786 г. села Турчасово
- коллекция образцов художественной резьбы XIX в. из Троицкой церкви деревни Мондино: полукруглая арка над царскими вратами, карниз с фризом от одночастного киота, накладные детали иконостаса, трехчастный киот
О высоком мастерстве резчиков иконостаса Вознесенской церкви 1654 г. можно судить по коллекции архитектурно-декоративных деталей, привезённой из с. Пияла Онежского района.
Вся коллекция архитектурно-декоративных деталей иконостасов в собрании Соловецкого музея-заповедника насчитывает 316 единиц хранения. г. архангельским мещанином Авдеем Афанасьевым"е которого сделана надпись "д. густе 1997 г. погиб в пожаре ансамбль церквей села Верхняя Мудьюга (в настоящее времятва утраченных храмов.
«Соловецкий» фонд составляют изделия Соловецкого монастыря – нательные кресты, образки, резные ложки, несколько предметов из мебели (стулья, шкафы из ризницы, зеркало на подставке, столы). К этому же разделу можно отнести коллекцию столярных заполнений, водопроводных труб, половиц, кровельных покрытий, обнаруженных в ходе реставрационных и археологических работ в монастыре, посёлке и скитах.
Отступив от правила систематизации фонда по типологическим признакам, выделим отдельно коллекцию предметов, комплектуемую по теме «История Соловецких лагерей особого назначения». Часть предметов представлена в музейной экспозиции: ложка, изготовленная по образцам монастырских изделий с советской символикой; костяшка домино и гребешок, найденные на Кирилловской тоне о. Анзер; именные фанерные бирки, обнаруженные на чердаке Вознесенской церкви на г. Секирной; дверь из келейного корпуса Троицкого скита. Внешняя сторона двери украшена кованными жиковинами XVIII в. и накладными ажурными деталями, посаженными на слюду. В 1920–1930-е гг. в среднике полотна вырезаны глазок и «кормушка» – окошко прямоугольной формы.
Сувениры
Сувенирная продукция по соловецкой тематике представлена в фондах музея изделиями архангельского предприятия НХП «Беломорские узоры». Панно с видами монастыря, ложки с выжженными башенками на поверхностях, деревянные медали, выточенные на токарном станке, выполнены грубо, рассчитаны на неприхотливого туриста 70-х гг. прошлого века.
Особого внимания заслуживают только изделия, изготовленные мастером Краснокутским Сергеем Вадимовичем (1956–1993 гг.). Два ковша-«скобкаря» из берёзового капа и изящные ложки, вырезанные из ольхи, повторяющие форму и размеры монастырских ложек, являются украшением коллекции.