8 февраля – День российской науки. В преддверии этой даты мы поговорили с научным сотрудником нашего музея Еленой Евгеньевной Шуруповой про ее научные интересы и взгляды, а также узнали какими качествами должен обладать современный исследователь.
Новости
Елена Евгеньевна, расскажите, пожалуйста, как вы стали заниматься научной деятельностью?
- Я начала заниматься научной деятельностью еще в прошлом веке. На 3 курсе исторического факультета мой научный руководитель Михаил Николаевич Супрун предложил тему: «Учащаяся молодежь г. Архангельска в годы Первой русской революции, 1905-1907 гг.». И чтобы найти материал, я сразу пошла в Государственный архив Архангельской области. Но там мне вежливо объяснили, что для начала неплохо бы ознакомиться с литературой по теме, публикациями в газетах. Короче говоря, отправили в библиотеку имени Добролюбова. И только потом, уже имея более-менее внятное представление о том, что мне искать в архиве, я снова пришла туда.
Кстати, сегодня в архиве наш замечательный студент Никита Федулин показал мне дело, которое я смотрела в 1989 году, а теперь заказал он, а больше его никто не брал, такая вот преемственность.
Какие темы вы сейчас изучаете в рамках исследовательской деятельности в нашем музее?
- У меня сейчас большая тема «История производства йода из водорослей Белого моря» - тут и история, и химия, и технология – мне очень интересно всем этим заниматься. Ну и всякая разная информация о Соловках может попадаться.
Работу в архиве можно сравнить с работой золотоискателя, тонны пустой породы и граммы золота. Мы стараемся знакомить с найденным в архиве, в соавторстве с Татьяной Павловной Тетеревлевой и Анной Петровной Яковлевой выступали на разных конференциях и темы там были разные: от настроений красноармейцев в СЛОНе до соловецких лошадей.
Как вы считаете, почему важно и значимо исследование темы йодного производства и в целом истории 1920-1940-х гг.?
- Тема 1920-1940-х годов важна потому, что есть очень много тем, которые не изучались ранее, история йодных заводов, например. А некоторые темы изучались однобоко: либо с классовых позиций, либо с использованием только официальных источников или наоборот, только по письмам, дневникам и т.п. Сейчас прошло более ста лет, многие источники рассекречиваются, становятся доступными исследователю. А историк должен очень постараться, чтобы остаться объективным, использовать критическое мышление, не доверяя на 100% источникам, которые он нашел, сравнивать их, сопоставлять.
Елена Евгеньевна, приведите, пожалуйста, два-три факта, которые были выявлены вами в ходе исследования музейных тем, которые вас больше всего удивили или больше всего вам запомнились?
- «Мои открытия» - может быть, они и вовсе не открытия… Например, для меня было очевидно, что после революции связи с западными странами были разорваны, советскую республику не признавали другие государства, опустился железный занавес и прочее. Но получается, что ученые имели возможность выписывать иностранные журналы, следить за работой тех, кто работал по сходной теме. Так, архангельские химики, извлекавшие йод из водорослей постоянно ссылаются на открытия своих коллег – химиков Франции, планируют командировку в Норвегию (пока не видела документов, состоялась ли она, но все же), а метод работы канзой – инструментом для драгировки водорослей – им показывают китайцы и т.п.
Попадаются описания разных курьезных случаев. Например, на собрании Соловецкой партячейки разбирали случай о том, что два командира выпили и поспорили, пробьет ли пуля рельсу. Тут же пошли проверять. Их за это арестовал обходчик железнодорожных путей, тоже выпивший. В этой истории прекрасно все: действующие лица, неуемный исследовательский интерес, смелость обходчика, не побоявшегося вооруженных людей… что стало с рельсом – об этом история умалчивает.
Елена Евгеньевна, как по вашему мнению должны быть представлены результаты научно-исследовательской деятельности в современном музее?
- Конечно, историк-исследователь ничего кроме бумажных документов и их электронных копий представить не может, а в современном музее надо как можно больше визуализировать… Надо спросить у AI)
Назовите пять самых востребованных умений для современного научного исследователя.
- Самые востребованные умения – на мой взгляд это терпение, любопытство, критическое мышление и умение сохранять объективность, не подпадая под власть источника.

Научный, активный, дружный, удивляющий – именно таким можно назвать февраль, начавшийся в Соловецком музее-заповеднике! Одна из причин тому – музейно-образовательная программа «Зимняя школа юного музейщика», уже второй год подряд собирающая вместе юных и любознательных соловчан.
С 1 по 3 февраля музей стал научной лабораторией, местом передачи уникального опыта, а также общения друзей и коллег. Своими знаниями с юными музейщиками поделились преподаватели и студенты Географического факультета Московского педагогического государственного университета. А дружную и комфортную атмосферу вместе с ними создавали сотрудники Соловецкого музея-заповедника и психолог Соловецкой средней школы Мария Коптяева. Чем же были насыщены три дня программы?
В первый день ребята и их наставники занимались формированием команды. Кроме того, юные музейщики отправились в настоящую исследовательскую экспедицию. Вооружившись научными приборами, в составе двух бригад ребята производили замеры высоты снежного покрова, температуры и влажности воздуха, скорости ветра. После возвращения в «научную лабораторию» юные учёные согрелись горячим чаем и продолжили научные изыскания – при помощи формул обрабатывали данные, полученные «в поле», и сравнивали их с данными прошлого года - вполне себе научный мониторинг!
Второй день Школы был посвящен исследованиям воды. Ребята узнали, какие химические элементы можно встретить в воде. Используя реактивы, они проанализировали пробы, приехавшие на Соловки прямиком с Волги! Осталось лишь сравнить волжскую воду с соловецкими пробами и получить результат, который, вероятно, удивит всех в следующем году!
В третий завершающий день программы участников Школы ожидало немало открытий: преподаватель МПГУ, кандидат географических наук Эльхана Рябова рассказа ребятам о проводимых ею исследованиях микропластика в поселке Соловецкий. А итогом трехдневного научного интенсива стала «Своя игра», где ребята сразились знаниями, полученными за время Школы. Здесь открытия ожидали уже преподавателей: победу в игре одержали самые юные из юных музейщиков! За чашечкой чая участники программы обменялись впечатлениями и благодарностями и получили заслуженные подарки от организаторов Школы.
Соловецкий музей-заповедник выражает огромную благодарность ребятам – участникам Зимней школы юного музейщика, нашим друзьям из МПГУ – Владимиру Викторовичу Литвиненко, Эльхане Геннадьевне Рябовой, Ивану Цветкову, Ивану Агееву и Виктории Рябовой, психологу Марии Коптяевой, а также Соловецкому морскому музею! Надеемся на новые встречи и совместные добрые и нужные дела!
Фото: Е.Кознева, Соловецкий музей-заповедник.

29 января 2025 года в Государственной публичной исторической библиотеке России состоялась IV Международная научная конференция «Церковь и её история в науке и образовании. Единство духовного и военного оружия – путь к победе», которая проходила в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений».
В качестве участников мероприятия выступили учёные, представители духовенства, преподаватели и студенты высших духовных и светских учебных заведений, школьные педагоги, научные сотрудники архивов, библиотек и музеев, осуществляющие исследования по церковно-истерической тематике.
От Соловецкого музея-заповедника в работе конференции приняла участие научный сотрудник кандидат исторических наук Алёшкова Александра Владимировна, подготовившая в соавторстве с супругом – священником Владимиром Алёшковым – доклад на тему: «К вопросу об авторстве Описания Соловецкого монастыря 1836 года».
В своём докладе авторы сообщили о том, что в 1836 г. увидел свет фундаментальный труд «Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря», который по праву считается самым серьёзным и основательным исследованием о Соловецкой обители по состоянию на XIX в. Издание было надписано именем соловецкого настоятеля архимандрита Досифея (Немчинова; 1826–1836), однако ещё в XIX столетии высказывалось мнение, что автором книги был ссыльный учитель Новоторжского приходского училища Василий Воскресенский (в постриге – монах Кассиан). На основании выявленных архивных источников докладчики подтвердили авторство В. Воскресенского, а также осветили основные вехи жизненного пути и особенности литературного творчества составителя «Описания».

Соловецкий музей-заповедник объявляет о начале ежегодного конкурса музейно-образовательных проектов, победа в котором даёт возможности для познавательной, творческой и исследовательской деятельности детей и молодежи на Соловецком архипелаге.
Музейно-образовательная практика на Соловках – это особая среда для изучения и интерпретации природного, историко-культурного и духовного наследия. Задача конкурса проектов – включение этого разнообразного наследия в современный образовательный процесс и содействие научно-исследовательской и творческой деятельности детей и молодёжи. В конкурсе могут принимать участие коллективы школьников, студентов, учащихся учреждений дополнительного образования, группы членов клубов и студий.
Тематика проектов самая разнообразная: от классических исследовательских работ до использования VR-технологий в музее-заповеднике. Примерные темы музейно-образовательных проектов представлены в Положении конкурса, но важно отметить, что участники могут предлагать свои темы – Соловецкий музей-заповедник открыт к любым предложениям!
Победителям конкурса музейно-образовательных проектов музей предоставляет скидку 50% на оплату проживания в музейных общежитиях во время реализации проекта на Соловках. Скидка распространяется на 20 участников группы, включая двух руководителей.
Заявки на участие в конкурсе заполняются по форме, являющейся приложением к Положению. Консультации по оформлению заявок и содержанию проектных работ можно получить по электронной почте: public_relations@solovky.ru Ждём ваших проектных идей до 24 февраля 2025 года.

На Святках завершилась Рождественская программа Мастерской праздника Школы ремесел Соловецкого музея-заповедника.
В декабре, в ходе подготовки к празднику, для детей прошли занятия по пряничному делу и рождественской открытке. Открытки изготавливались в технике печати по ткани (педагог - Наталья Сергеевна Недовизий). Подписать открытку тоже было делом серьезным. Вместе с Марией Шуряевой дети размышляли о том, что для нас в жизни ценно и действительно важно? Там, где не хватало слов, помогали рисунки.
И вот, наконец, с приходом Рождества наступило время Дарить и Славить! Были наши христославы в монастыре и в музее, на детском Рождественском празднике, «у бабушек»… Путешествовали со звездою, козулями и открытками, стихами и песнопениями, что исполняли при поддержке певчих из Музыкальной школы. Надеемся, что опыт проживания этих святых дней и осмысленного приготовления к Празднику будет иметь продолжение и даст плоды во время свое.
Фото: Соловецкий музей-заповедник, М. Шуряева.

До окончания приёма заявок на фотоконкурс "Светолетопись Соловков" 2024-2025 осталось две недели.
Расскажите с помощью фото о природе, культуре, архитектуре, традициях и современности Соловков. Какой именно станет фотолетопись островов в этом году – решать именно вам!
В этом году фотоконкурс «Светолетопись Соловков» проводится по следующим номинациям:
- "Летопись ритмов и пропорций". В данной номинации рассматриваются фотографии архитектурных и археологических памятников, а также историко-культурных ландшафтов Соловецкого архипелага.
- "Торжество природных замыслов". Номинация посвящена природному разнообразию Соловецких островов. Рассматриваются фотографии, запечатлевшие таинство красоты, гармонии, силы и чистоты природных стихий и явлений Соловецкого архипелага во всем их многообразии и взаимодействии.
- "Под чутким взором сердца и души". В центре внимания данной номинации – люди Соловков, их внутренний мир, ежедневные заботы, мечты и устремления, современные поиски смыслов. Кто они – люди Соловков?
- "Соловецкое селфи". Для участия в данной номинации принимаются фотографии-автопортреты (селфи) на фоне историко-культурных объектов и природы Соловков.
Для того чтобы принять участие в конкурсе, необходимо прислать заполненную заявку и фотоработу в электронном виде по следующему адресу: public_relations@solovky.ru (с указанием «Фотоконкурс» в теме сообщения) в срок до 31 января 2025 года.
Пожалуйста, перед подачей заявки, внимательно ознакомьтесь с Положением о конкурсе.
Контактный телефон для справок: 8 (8182) 28-74-76. По всем имеющимся вопросам Вы также можете обращаться на почту: public_relations@solovky.ru
Желаем вам творческого вдохновения и с радостью будем ждать именно ваши снимки!
Фото: А.А. Строганова, участник фотоконкурса Светолетопись Соловков 2023.

Соловецкий музей-заповедник объявляет набор на курсы подготовки экскурсоводов по Соловецкому архипелагу на летний туристический сезон 2025 года.
Экскурсоводы – это люди необычайно интересной профессии. Именно они знакомят посетителей с разными территориями и их особенностями, сохраняют память о достопримечательностях и исторических событиях, образовывают, организовывают, просвещают, творят, обучают и открывают новое. В летний сезон на Соловках работа гидов особенно значима и важна.
Бесплатное обучение пройдёт с 4 февраля по 12 марта в дистанционном формате. По окончании курсов обучающихся будет ждать зачет, после успешной сдачи которого желающие смогут отправиться на Соловки для продолжения обучения. Заинтересовавшиеся Соловками будущие гиды узнают и постигнут наследие архипелага с помощью лекций, методичек, книг, электронных пособий и общения с сотрудниками научно-методического отдела музея. После прохождения теоретической части обучающиеся приступают к работе.
На время работы на Соловках предоставляется бесплатное общежитие. Проезд и питание оплачиваются за свой счет. В следующем туристическом сезоне гиды смогут снова приехать на Соловки и продолжить увлекательную рабочую деятельность в одном из красивейших мест нашей страны.
Если вас заинтересовало предложение, заполняйте анкету и присылайте ее на адрес: shiryaeva-solovky@yandex.ru

Занятия Мастерской праздника Школы ремёсел в этом году проходят в необычном формате, с участием новых помощников и живой музыкой!
Мария Шуряева рассказывает детям о Празднике Рождества, его истории и символике. Рождественские песнопения исполняют Ксения Богородицкая и Наталья Недовизий. Творческая атмосфера помогает детям создавать свои маленькие шедевры, вкладывая в каждую козульку рождественское настроение, радость и пожелание добра. В программе Мастерской праздника еще множество важного и интересного, о чем мы обязательно расскажем вам в следующих публикациях!
Фото: М.Шуряева, Соловецкий музей-заповедник.

19 декабря Соловецкий музей-заповедник в лице руководителя Представительства музея в Архангельске Виталия Охремчука подписал соглашение о совместной деятельности по формированию и реализации национального туристического маршрута «Сокровенный Север: от Архангельска до Соловков».
Торжественное мероприятие прошло в Правительстве Архангельской области.
Свои подписи в документе поставили все участники проекта, которые в рамках маршрута привлечены к обслуживанию туристов: туроператоры, гостиницы, государственные музеи, объекты показа, а также «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд». Координатором взаимодействия выступил Центр развития туризма и культуры Архангельской области.
Напомним, что "Сокровенный Север: от Архангельска до Соловков" - кольцевой экскурсионный маршрут, программа которого предусматривает 2 экскурсионных дня в Архангельске и 3 дня на Соловках. В маршрут включены проживание, перелет, экскурсионное обслуживание, завтраки и обеды.
Наш музей в данной программе принимает гостей в соловецкой части тура. Первая дата заезда туристов в рамках национального маршрута уже 05 января. Еще один шаг на пути к реализации проекта сделан, чему мы очень рады.
Фото: Центр развития туризма и культуры Архангельской области, Соловецкий музей-заповедник.

В минувшие выходные в Научной библиотеке Северного (Арктического) федерального университета состоялась защита проектов участников Летней школы САФУ на Соловках. На защите были представлены результаты работы студенческих коллективов над своими практическими идеями летом и осенью 2024 года. Среди присутствующих - представители мастерских Летней школы, организаторы, гости, а также сотрудники Соловецкого музея-заповедника.
Одиннадцатая Летняя соловецкая школа САФУ под общей темой «Соловецкий текст» включала в себя 7 проектных мастерских, участниками которых стали студенты самых разных специальностей, как научных, так и творческих. Расскажем об основных итогах работы групп.
Музыкальная мастерская Санкт-Петербургской консерватории занималась разработкой проекта "Поющие Соловки", который станет учебным пособием для детей, выполненным в формате развивающей компьютерной игры. Обучающая игра позволит освоить сложный материал древнерусского певческого искусства.
Как рассказали сами студенты Санкт-Петербургской консерватории, сценарий игры по Соловкам XVII века вовлекает ребенка в реалии средневековой жизни и культуры. Вступительная новелла с элементами анимации представляет сюжетную завязку с обоснованием игровой ситуации: на рыбачащих в Белом море отца и сына нападает старуха Лоухи и насылает волшебную бурю. Лодка рыбаков переворачивается, отец мальчика оказывается в плену у ведьмы. Волшебный помощник белуха спасает мальчика и приносит его на Соловецкий остров. На острове главный герой получает задание: восстановить певческую рукопись с тропарем Преображения Господнего, утраченную во время шторма – волшебный артефакт, с помощью которого побеждается игровой антагонист. В финале игры мальчик, научившийся петь знаменным распевом, возвращается в родную деревню с даром от соловецких монахов – рукописью, где записаны песнопения, которые спасут его семью от злого волшебства старухи Лоухи.
Архитектурная мастерская занималась уточнением предельных антропогенных нагрузок и мониторингом состояния природной среды архипелага. На Соловках участники отбирали пробы почв, воздуха, воды на важных инфраструктурных объектах посёлка, таких как аэропорт, дизельная электростанция, порт. Результаты исследований были представлены на защите: в сравнении в прошлым годом отмечены некоторые улучшения.
Шестой год продолжается мониторинг состояния природных водоёмов. На протяжении всей Летней школы студенты-биотехнологи занимались сбором проб в разных точках Соловецкого острова, на материке это исследование было продолжено в лабораторных условиях.
Мастерская туристского проектирования занималась методикой оценки туристско-экскурсионного потенциала экотуризма и проектированием маршрута, который может быть использован как в учебных целях – для проведения практических занятий для школьников и студентов, так и для развития туристических маршрутов.
На архипелаге мастерская педагогического проектирования записывала материал для создания подкастов. Со слов студентов, они позволяют расширить представление о Соловках как о пространстве, обладающем огромным образовательным потенциалом, и о людях, которые его населяют. «От сердца через уста» или образование через общение – так назывался итоговый доклад проектной группы.
Историко-педагогическая мастерская работала над проектом, который будет являться попыткой представить интеллектуальное наследие современных российских историков, пишущих о Соловках. Итогом работы команды стало создание планшетной выставки.
Ещё на архипелаге книжная мастерская представила прототип страницы просветительского проекта «Азбука веков» в формате мультимедийного интерактивного пособия. Итогом работы на материке стало интерактивное пособие о книжности и книжной культуре «От Аз до Ижицы. Азбука о книгах и языке».
Летняя соловецкая школа организована Фондом развития САФУ при поддержке Агентства по развитию Соловецкого архипелага, Соловецкого музея-заповедника и Соловецкого морского музея.
ФОТО: Соловецкий музей-заповедник, САФУ.

- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- …
- следующая ›
- последняя »