Завершился цикл занятий о Соловецких островах в Эколого-биологическом лицее

03.05.2021

Ещё в декабре 2020 года Соловецкий государственный музей-заповедник и Эколого-биологический лицей им. академика Н.П. Лаверова (г. Архангельск) заключили соглашение о сотрудничестве. В качестве его предмета предусматривались совместные просветительские, методические и научные мероприятия.

Защита проектов. Цикл занятий "Экспедиция на Соловецкие острова". Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.
Защита проектов. Цикл занятий "Экспедиция на Соловецкие острова". Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.
Защита проектов. Цикл занятий "Экспедиция на Соловецкие острова". Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.
Защита проектов. Цикл занятий "Экспедиция на Соловецкие острова". Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.
Защита проектов. Цикл занятий "Экспедиция на Соловецкие острова". Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.
Защита проектов. Цикл занятий "Экспедиция на Соловецкие острова". Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.
Защита проектов. Цикл занятий "Экспедиция на Соловецкие острова". Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.
Защита проектов. Цикл занятий "Экспедиция на Соловецкие острова". Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.
Защита проектов. Цикл занятий "Экспедиция на Соловецкие острова". Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.

Эколого-биологический лицей в Архангельске – единственное школьное учреждение в регионе, ставшее участником сети Ассоциированных школ ЮНЕСКО. Присоединившись к международному проекту, лицей берёт на себя обязанности по продвижению идеалов ЮНЕСКО, реализуемых через основные направления:

  • Экология, охрана окружающей среды;
  • Изучение всемирного культурного и природного наследия;
  • Права человека, права ребенка, демократия, ненасилие;
  • Распространение информации об ООН и ЮНЕСКО.

Историко-культурный ансамбль Соловецких островов – единственный памятник в Архангельской области, включенный в Список объектов Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Таким образом, Соловецкий музей-заповедник и Эколого-биологический лицей объединили внимание к ценностям всемирного наследия, которые могут быть представлены и изучены на примере Соловецкого архипелага.

Первым совместным проектом стал цикл музейно-просветительских занятий «Экспедиция на Соловецкие острова: По следам путевых историй». Его участниками стали ученики 5-8 классов лицея. Еженедельные встречи с сотрудниками образовательного центра Соловецкого музея-заповедника, проходившие с февраля по апрель, позволили школьникам совершить познавательное «путешествие» в историю Соловков.

Интерактивные занятия из цикла «Экспедиция на Соловецкие острова…» включали различные формы и приёмы работы с историческим и природоведческим материалом. Ребята познакомились с основными природными особенностями Соловков через популярную игру «Правда или вымысел». На основе житийных текстов и древнерусских миниатюр смогли воссоздать историю основания Соловецкого монастыря. Узнали об основных монастырских хозяйственных службах, «помогая» игумену подготовиться к приезду высокопоставленного гостя. Оценили боевые качества Соловецкой крепости, «пережив» вместе с подлинными героями событий Соловецкое сидение и период Крымской войны. Изучив особенности природы и хозяйственной специализации, создали собственные гербы и девизы для скитов и пустыней Соловецкого монастыря.

Главным итоговым событием всего курса стала защита проектов, которые подготовили участники образовательных занятий по изученным темам. Осмысление истории, природного и культурного наследия Соловецких островов школьниками 5-8 классов нашло выражение в таких разнообразных формах, как: научный доклад, стенгазета, викторина, эссе и комикс. Самые разные темы были представлены на финальном занятии: визиты Петра Первого на Соловки, достопримечательности островов, Соловецкое восстание, Крымская война и другие.

Экспертное жюри, в лице школьных преподавателей и музейных педагогов, высоко оценило исследовательские и творческие работы детей. Особый интерес у школьников вызвали викторины, ответы к которым они могли дать сами. Исторические сюжеты из жизни Соловецких островов, проиллюстрированные в жанре комикса, понравились как взрослым, так и детям. Удивительно удачными оказались эссе, написанные от лица музейных экспонатов. Пробовали ли вы представить трапезу в Соловецком монастыре через «взгляд» глиняного горшка? Или проследить героические события 1854-1855 годов через «восприятие» английского пушечного ядра? А участники соловецкого музейного курса выполнили это блестяще!

Сотрудничество Соловецкого музея-заповедника и Эколого-биологического лицея на этом не заканчивается. В следующем учебном году планируется новый набор на цикл занятий «Экспедиция на Соловецкие острова: По следам путевых историй», а также другие тематические встречи, посвящённые историко-культурному и природному наследию Соловецкого архипелага.