Завершена работа над иконой из собрания Соловецкого музея-заповедника

25.01.2022

В Государственном научно-исследовательском институте реставрации завершена работа над иконой из собрания Соловецкого музея-заповедника.

Реставратор Т.Т.Чаленко. Источник фото: из архива ГОСНИИР.
Общий вид иконы до и после реставрации.  Источник фото: из архива ГОСНИИР.
Фрагмент иконы с изображением лика Дионисия. Источник фото: из архива ГОСНИИР.
Фрагмент иконы в процессе удаления потемневшего покрытия. Источник фото: из архива ГОСНИИР.

Икона «Успение Богоматери» (31,3× 26,3 × 2,8 см) поступила в реставрацию под старой профилактической заклейкой, находясь в остро аварийном состоянии. В ковчеге располагались многочисленные мелкие вертикальные вздутия, обширная область левкаса с паволокой отставала от основы, в правой части ковчега присутствовали многочисленные деформации, заломы и вмятины левкаса.

Ведущий специалист Отдела научной реставрации станковой темперной живописи ГОСНИИР Дмитрий Сергеевич Першин выполнил исследование иконы в видимой люминесценции в УФ-лучах и в отраженных ИК-лучах. Сотрудником Лаборатории физико-химических исследований ГОСНИИР Екатериной Александровной Морозовой был проведен ряд анализов, позволивших идентифицировать пигментный состав основных колеров авторской живописи и поновительских материалов.

Художником-реставратором Татьяной Тарасовной Чаленко был проведен полный комплекс консервационно-реставрационных работ: укреплен левкас с красочным слоем, выровнены заломы и вмятины левкаса в правой части ковчега, уложены и подклеены к основе отставания и вздутия левкаса и паволоки, со всей поверхности удалено потемневшее покрытие, удалены записи с изображения позема и нимбов святых, а также поздние прописи на изображении архитектуры, удален клей ПВА в местах утрат красочного слоя до древесины и с поверхности живописи, подведен реставрационный левкас в местах утрат, выполнены тонировки акварелью в технике пуантель в местах утрат и потертостей авторской живописи, нанесено защитное реставрационное покрытие.

По результатам проведенных реставрационных и исследовательских работ уточнена атрибуция иконы. Установлено, что образ является переводом на паволоке клейма от иконы с изображением двунадесятых праздников рубежа XVI-XVII в.

Статья подготовлена по материалам сайта ГОСНИИР.
Источник фотографий: из архива ГОСНИИР.