Защита проектов Летней школы САФУ

26.12.2023

Свои итоги года подвели в минувшую субботу, 23 декабря, участники и преподаватели Летней школы. Десятая по счёту школа отличается масштабом и охватом проектов, представленных к защите.

Фото: пресс-служба Летней школы САФУ.
Фото: пресс-служба Летней школы САФУ.
Фото: пресс-служба Летней школы САФУ.
Фото: пресс-служба Летней школы САФУ.
Фото: пресс-служба Летней школы САФУ.
Фото: пресс-служба Летней школы САФУ.
Фото: пресс-служба Летней школы САФУ.
Фото: пресс-служба Летней школы САФУ.
Фото: пресс-служба Летней школы САФУ.
Фото: пресс-служба Летней школы САФУ.

Группа биотехнологов представила обобщённые результаты исследований за всё время мониторинга состояния природных водоёмов, то есть с 2019 года. Студенты рассказали о том, что ситуация в Банном озере улучшилась, но сбросы бани оказывают негативное воздействие на водоём, несмотря на наличие септика. Также наблюдается увеличение стоков в Святое озеро, ухудшающее общее состояние водоёма. В питьевом ручье загрязнение воды присутствует в районе посёлка, при этом его степень зависит от погодных условий. Исследователи отмечают, что постоянное увеличение потока туристов без сооружения системы очистки сточных вод может привести к экологической катастрофе. Результаты исследований будут представлены населению посёлка, также студенты планируют профориентационную работу с соловецкими школьниками.

Архитектурно-инженерная лаборатория представила текущую версию виртуального тура по Ботаническому саду, который вскоре может быть размещён на сайте Соловецкого музея-заповедника. Тур даёт возможность виртуально перемещаться по Ботаническому саду, рассматривать детали, делать остановки и узнавать информацию об истории возникновения сада и его объектов.
«Здесь нет озвучки и музыки, но в целом работа закончена и этот проект может быть дополнен и усовершенствован в зависимости от потребностей пользователя. В сотрудничестве со специалистами-ботаниками в будущем можно уделить больше внимания растениям и сделать справки по ним» - говорит руководитель группы, Анна Шинкарук, доцент кафедры объектов культурного наследия Северных и Арктических территорий Высшей инженерной школы САФУ.

Проектно-педагогическая мастерская представила результаты работы во время осеннего выезда на Соловки, а также поделилась идеями развития культурно-образовательного пространства на островах. За время работы над проектом стала складываться команда студентов и педагогов в тесном партнёрстве с отделом образовательных программ Соловецкого музея-заповедника. В 2024 эта команда продолжит работу в формате краткосрочных интенсивов для школьников, как очно, так и онлайн. Представители других направлений выразили горячее желание присоединиться к этой программе.

Самой плодовитой по количеству проектов оказалась мастерская медиа. Они представили целых три проекта: доработанный с 2022 года гид-бот «Вдохновляющие Соловки», фильм «Соловки: между небом и морем», а также фильм «Летняя школа», посвящённый 10-летию сообщества. Все эти медиапродукты отличает эмоциональность, вдумчивый подход и тщательный отбор материала. Гид-бот, доступный в Телеграм, представляет собой путеводитель для самостоятельных прогулок по Соловкам. Он содержит видеоролики, описывающие маршрут к выбранным объектами, аудиоподкасты, сделанные на основе исторических источников и воспоминаний, видео и фотографии. Таким образом, бот может быть использован как непосредственно на Соловках, так и для виртуального знакомства с достопримечательностями. Материал бота будет пополняться. Сейчас с его помощью можно ознакомиться с 11 объектами в разных частях Большого Соловецкого острова.

Фильм «Соловки: между небом и морем» рассказывает о ключевых исторических событиях, происходивших на Соловках: церковный раскол, оборона Соловецкого монастыря во время северной кампании Крымской войны, СЛОН, школа юнг. Повествование начинается с рассказа о первобытных культурах, следы которых обнаружены на Соловках и развивается, захватывая разные исторические эпохи, следуя постепенно к настоящему моменту. У зрителя появляется возможность поразмышлять о том, что такое преемственность культуры, каким образом сохраняется память места и как живётся людям в местах с историческим наследием. Герои и рассказчики фильма - специалисты по истории и культуре Соловков. Зрелищные съёмки, метафоры и свежий взгляд на знакомые сюжеты привлекают внимание и рождают живой отклик у зрителя. Фильм планируется использовать в просветительских целях, в том числе и в учебных заведениях на уроках истории и краеведения.

Ещё один презентованный фильм посвящён Летней школе как социально-культурному явлению. О школе рассказывают её создатели - Светлана Львовна Тюкина и Евгений Александрович Тютюков, а также преподаватели и студенты-участники. Это не просто интервью, но живое погружение в атмосферу школы. Впечатления студентов, снятые во время событий этого года, переплетаются с закадровым голосом, рассказывающим о том, как устроена жизнь в Летней школе, а также о её ценностях: личном выборе, практической направленности проектов, погружении в культурный контекст Соловков, чередовании экскурсий, лабораторной, полевой работы и творческих активностей.

В похожем ключе разворачивался и день защиты проектов - после презентаций и просмотра фильмов студенты, преподаватели и гости пели хором песни в уютной кают-кампании Научной Библиотеки САФУ. Получился импровизированный концерт. Среди исполнителей были и преподаватели университета - Алексей Евгеньевич Фельдт и Василий Николаевич Матонин. От лица Соловецкого музея-заповедника поздравила студентов с учпешной защитой Анастасия Николаевна Лыкова, руководитель отдела образовательной деятельности, внешних коммуникаций и маркетинга.

Фото: Таисия Меньшикова, Дарья Крупенина.