Московский педагогический государственный университет (Москва)
В начале августа 2019 года в Соловецком музее-заповеднике прошла научно-исследовательская практика студентов географического факультета Московского педагогического государственного университета. Руководитель: Владимир Викторович Литвиненко. Задачи, которые ставились перед студентами, были связаны как с их исследовательскими темами, так и с научными интересами Соловецкого музея-заповедника.
В рамках практики ребятам удалось взять семь образцов почв, 20 образцов растительности, провести исследования верховых болот на острове Большая Муксалма. Были выполнены промеры озёр Круглое Орлово и Плотничье, проведены замеры глубин и уровня прозрачности. В разных точках Большого Соловецкого острова были взяты 20 проб воздуха, измерены температура, влажность, скорость ветра. Результаты мониторинговых исследований после лабораторных изучений будут оформлены в виде отчётов и публикаций и переданы в Соловецкий музей-заповедник.
Важным этапом работы за время летней практики стала проработка вариантов экологических троп для детских и школьных групп. Студенты совместно с сотрудниками Образовательного центра «Соловецкие острова» наметили темы и маршруты. В течение учебного года работа была продолжена. Одним из её результатов стала совместная статья «Разработка Соловецкой историко-геоэкологической тропы для школьников среднего и старшего возраста» в сборнике «Труды седьмой международной научно -практической конференции «Индикация состояния окружающей среды: теория, практика, образование».
Летняя школа САФУ-ВШЭ 2019 года
С 23 по 30 августа 2019 года в Соловецком музее-заповеднике состоялась студенческая Летняя школа Северного (Арктического) федерального университета и Высшей школы экономики по теме «Комплексное развитие территории с уникальным природным и историко-культурным наследием». Руководители: Светлана Львовна Тюкина, Татьяна Анатольевна Мешкова.
Задачи Летней школы на Соловках, помимо классической студенческой практики, предусматривают интенсивное знакомство с историко-культурным, природным и духовным наследием островов, опыт междисциплинарного взаимодействия, полевые работы, архивные исследования и многое другое. Обязательным условием всех проектных работ является возможность практического применения полученных результатов.
В составе сборной группы Летней школы, общей численностью свыше шестидесяти человек, сформированы специализированные направления проектной деятельности. В 2019 году исследования прошли по десяти основным темам:
- Виртуальный тур по экспозиции «Соловецкая школа юнг»
- Состояние природных водоёмов Большого Соловецкого острова от Тамарина причала до мыса Лабиринтов
- Перспективы развития архитектурного облика посёлка Соловецкий
- Проект развития бывшей узкоколейной дороги «Командировка Кремль-Филимоново»
- Инженерная история Соловецкого монастыря
- Энергоэффективность и энергосбережение – возможность использования возобновляемых источников энергии на Соловецком архипелаге
- Человек и место
- Уточнение формулировки выдающейся универсальной ценности историко-культурного ансамбля Соловецкого архипелага
- Информационный ресурс о музыке Соловецкого архипелага
- Выставочный проект «Прошу физически меня уничтожить» В.И. Лебедев
Обширная образовательно-культурная программа включала в себя групповую проектную работу, разнообразные лекции, знакомство с историко-культурным, природным и духовным наследием Соловецкого архипелага, полевые исследования, работу с архивными материалами, мастер-классы, творческие встречи и многое другое. Эксперты и преподаватели САФУ и ВШЭ приняли участие в круглом столе, посвящённом вопросам сохранения нематериального наследия архипелага.
30 августа состоялась предзащита исследовательских студенческих проектов. В течение учебного года работа будет продолжена. Каждая проектная группа стремится к достижению поставленных целей и получению конкретного результата.