Новости

-
7 мая, 2021
Главные персонажи: Солнце, Луна и звёзды

В Школе ремёсел Соловецкого музея-заповедника завершился цикл занятий «Светила», участниками которого стали ученики 1-6 классов Соловецкой средней школы. Итогом зимне-весенних встреч стали творческие работы детей, выполненные в разных техниках, посвящённые небесным светилам.

Подробнее о содержании занятий цикла и его итогах рассказала Екатерина Загребина, педагог Школы ремёсел Соловецкого музея-заповедника:

«Небо. Такое далекое и одновременно близкое для нас, всех обывателей, живущих под ним. Много ли мы о нем знаем? Да и то, что знаем наверняка, так ли важно? В Книге написано, что «Творец меряет Вселенную пядью». На какую ее часть приходится наш мир? Очень много вопросов, на которые мы пытались найти ответы на зимне-весенних занятиях Школы ремесел.

Сколько дней творился мир? Из книги Бытия нам открылось, что светила повисли на тверди небесной в четвертый из шести дней творения. Кто-то из детей сказал: «Это, чтобы травка и листочки на деревьях не завяли» (которые появились днем раньше).

Мы же «творили» наше небо не день, а целых два месяца. Сначала превращали черную пустоту ватманских листов в мерцающие вселенные, рисуя их пастельными мелками. Внимательно разглядывали, как изображали светила художники нашего северного края. Это и расписное небо деревянных церквей и часовен, и лики святил на иконах и в домовой росписи, книжной миниатюре. И уже потом старательно трудились над главными персонажами нашего Неба – Солнцем, Луной и звездами. Каждое Светило расположилось на отдельно вылепленной тарелочке, которые мы расписывали ангобами. Это цветные красители на основе белой глины, которые наносятся на необожженную работу. И один из главных моментов – сграффито! Острой деревянной палочкой рисовали, оживляли Светила. Кого только не появлялось в этот момент на Небе! Вот светлоликая Луна, там дремлющий Полумесяц, радостно сияющее Солнце и целые мириады звезд (мы решили, что считать их – дело совершенно бестолковое). На завершающем занятии покрыли все свои Светила прозрачной глазурью, чтобы ангобы через нее засияли новыми, насыщенными красками.

Вот так мы прожили эти два месяца. В общем труде и деле, создавая и узнавая новое».

«Занимаемся, стараемся!» Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника
«Маша и луна». Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника
«Ксюшин месяц». Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника
«Солнышки с тарелок засветили!» Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника
«Светила Саши». Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника
«Рисунок Маши». Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника
«Звезда Вани». Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника
«Ночные светила Вероники и Аделии». Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника
«Солнышко Полины». Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника
4 мая, 2021
СоТворение

Программа «СоТворение» Школы ремёсел Соловецкого музея-заповедника для старшего школьного возраста включала в себя большое разнообразие тем и знакомство с различными творческими техниками. Новым для многих стало знакомство с техникой валяния из цветной шерсти.

Ребятам было предложено создать объёмное панно на тему живого мира Соловков. В процессе творческой работы дети познакомились с  техникой валяния «по-сырому» плоских изделий, так был выполнен фон для будущей работы, и «по-сухому» с помощью иглы для валяния, эта техника используется для создания объёмных форм. Работу над панно из цветной шерсти дети начали с проработки эскиза будущей работы. Этап поиска сюжета и композиции в эскизах очень важен, т.к. именно на этом этапе художник  ищет тему своего будущего произведения и создаёт необходимый образ. После того, как был выбран окончательный вариант, остаётся выполнить работу в материале. Процесс создания панно из шерсти длительный, но увлекательный и интересный. Творческие работы получились очень яркими и разными.   

Тема живого мира Соловков прозвучала по новому в пастельных работах, выполненных на занятиях по рисованию. Техника сухой пастели полюбилась детям, она, как никакой другой материал, удачно передаёт фактуру шерсти животных – пушистый мех и переходы тона в нём.

Вдохновением для занятий по изобразительному искусству стала природа Соловков. Дети написали несколько пейзажей с помощью разных художественных материалов: гуашь, акварель, масло. Учебные задачи усложнялись от урока к уроку, так первой работой стал пейзаж, написанный гуашью в манере импрессионистов – живопись мазками, следующим этапом было знакомство с масляной живописью, акварелью было предложено написать пейзаж с архитектурой Соловецкого монастыря. Каждый материал требует своего подхода и знания его свойств, которые можно применить в работе, ребята успешно справились с этой сложной задачей!

Ещё одним удивительным открытием стало знакомство с гравюрой и монотипией.  Дети выполнили несколько гравюр по картону на тему архитектуры Соловецкого монастыря и открытки к празднику Пасхи. Процесс печати вызвал яркие эмоции! Благодаря тому, что гравюра по картону поддаётся тиражированию, дети могут поделиться своими творческими работами и сделать хорошие подарки своим друзьям и близким.

Несколько месяцев  занятий в Мастерской изобразительного творчества прошли очень быстро и плодотворно. Мы с радостью ждём ребят в Школе Ремёсел в следующем учебном году!

Валяние из цветной шерсти – увлекательный и творческий процесс!
Знакомимся с техникой «мокрого валяния» из шерсти.
Итоговая работа – объёмное панно. В композиции важна каждая деталь.
Живой мир Соловков в детских работах.
Пишем акварельные пейзажи.
Любимая всеми масляная техника в живописи!
Делаем гравюру на картоне, самый главный момент печати!
Полина, 14 лет. «Башня монастыря», гравюра на картоне.
Анна, 12 лет. «Полярной ночью», бумага, пастель.
Герман, 12 лет. « В лесной чаще», бумага, мягкие графические материалы.
3 мая, 2021
Завершился цикл занятий о Соловецких островах в Эколого-биологическом лицее

Ещё в декабре 2020 года Соловецкий государственный музей-заповедник и Эколого-биологический лицей им. академика Н.П. Лаверова (г. Архангельск) заключили соглашение о сотрудничестве. В качестве его предмета предусматривались совместные просветительские, методические и научные мероприятия.

Эколого-биологический лицей в Архангельске – единственное школьное учреждение в регионе, ставшее участником сети Ассоциированных школ ЮНЕСКО. Присоединившись к международному проекту, лицей берёт на себя обязанности по продвижению идеалов ЮНЕСКО, реализуемых через основные направления:

  • Экология, охрана окружающей среды;
  • Изучение всемирного культурного и природного наследия;
  • Права человека, права ребенка, демократия, ненасилие;
  • Распространение информации об ООН и ЮНЕСКО.

Историко-культурный ансамбль Соловецких островов – единственный памятник в Архангельской области, включенный в Список объектов Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Таким образом, Соловецкий музей-заповедник и Эколого-биологический лицей объединили внимание к ценностям всемирного наследия, которые могут быть представлены и изучены на примере Соловецкого архипелага.

Первым совместным проектом стал цикл музейно-просветительских занятий «Экспедиция на Соловецкие острова: По следам путевых историй». Его участниками стали ученики 5-8 классов лицея. Еженедельные встречи с сотрудниками образовательного центра Соловецкого музея-заповедника, проходившие с февраля по апрель, позволили школьникам совершить познавательное «путешествие» в историю Соловков.

Интерактивные занятия из цикла «Экспедиция на Соловецкие острова…» включали различные формы и приёмы работы с историческим и природоведческим материалом. Ребята познакомились с основными природными особенностями Соловков через популярную игру «Правда или вымысел». На основе житийных текстов и древнерусских миниатюр смогли воссоздать историю основания Соловецкого монастыря. Узнали об основных монастырских хозяйственных службах, «помогая» игумену подготовиться к приезду высокопоставленного гостя. Оценили боевые качества Соловецкой крепости, «пережив» вместе с подлинными героями событий Соловецкое сидение и период Крымской войны. Изучив особенности природы и хозяйственной специализации, создали собственные гербы и девизы для скитов и пустыней Соловецкого монастыря.

Главным итоговым событием всего курса стала защита проектов, которые подготовили участники образовательных занятий по изученным темам. Осмысление истории, природного и культурного наследия Соловецких островов школьниками 5-8 классов нашло выражение в таких разнообразных формах, как: научный доклад, стенгазета, викторина, эссе и комикс. Самые разные темы были представлены на финальном занятии: визиты Петра Первого на Соловки, достопримечательности островов, Соловецкое восстание, Крымская война и другие.

Экспертное жюри, в лице школьных преподавателей и музейных педагогов, высоко оценило исследовательские и творческие работы детей. Особый интерес у школьников вызвали викторины, ответы к которым они могли дать сами. Исторические сюжеты из жизни Соловецких островов, проиллюстрированные в жанре комикса, понравились как взрослым, так и детям. Удивительно удачными оказались эссе, написанные от лица музейных экспонатов. Пробовали ли вы представить трапезу в Соловецком монастыре через «взгляд» глиняного горшка? Или проследить героические события 1854-1855 годов через «восприятие» английского пушечного ядра? А участники соловецкого музейного курса выполнили это блестяще!

Сотрудничество Соловецкого музея-заповедника и Эколого-биологического лицея на этом не заканчивается. В следующем учебном году планируется новый набор на цикл занятий «Экспедиция на Соловецкие острова: По следам путевых историй», а также другие тематические встречи, посвящённые историко-культурному и природному наследию Соловецкого архипелага.

Защита проектов. Цикл занятий "Экспедиция на Соловецкие острова". Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.
Защита проектов. Цикл занятий "Экспедиция на Соловецкие острова". Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.
Защита проектов. Цикл занятий "Экспедиция на Соловецкие острова". Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.
Защита проектов. Цикл занятий "Экспедиция на Соловецкие острова". Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.
Защита проектов. Цикл занятий "Экспедиция на Соловецкие острова". Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.
Защита проектов. Цикл занятий "Экспедиция на Соловецкие острова". Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.
Защита проектов. Цикл занятий "Экспедиция на Соловецкие острова". Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.
Защита проектов. Цикл занятий "Экспедиция на Соловецкие острова". Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.
Защита проектов. Цикл занятий "Экспедиция на Соловецкие острова". Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.
1 мая, 2021
Академическое рисование

Школа ремёсел Соловецкого музея-заповедника делится итогами учебного года Мастерской изобразительного искусства.

На занятиях по программе «Академическое рисование» дети старшего школьного возраста познакомились с азами академического рисования с натуры,  пополнили свои теоретические знания о законах изображения предметов в пространстве листа, о законах композиции, изучили последовательность построения различных объёмных форм, узнали о свойствах тона и цвета и обогатили свой художественный опыт изучением новых техник и материалов.

Ребятам было интересно узнать, с помощью каких приёмов художник добивается иллюзии объёмного изображения предметов на листе бумаги, как сочетать разные цвета предметов в работе и как они влияют друг на друга.

В ходе программы на занятиях были написаны с натуры несколько простых натюрмортов в различных техниках:  с помощью графических материалов (соус, сангина, сепия, уголь, мел, графитный карандаш), а также с помощью живописных материалов (гуашь, акварель). 

Занятия по программе «Академическое рисование» помогли детям повысить свой уровень владения приёмами и знаниями в рисовании с натуры и определиться с возможным будущим продолжением изучения академического рисования с целью  поступления в художественные училища и вузы.

Начинаем рисовать с натуры, учимся подбирать нужные оттенки в палитре.
Изучаем технику живописи мазками.
Наталья, 14 лет. «Натюрморт с яблоками», бумага, гуашь.
Знакомимся с мягкими графическими материалами: соус, сангина, сепия.
Анастасия, 13 лет. «Осенний букет», бумага, мягкие графические материалы.
Наш пасхальный натюрморт.
Пишем натюрморт с натуры.
Вероника, 16 лет. «Натюрморт в технике «гризайль», бумага, акварель.
30 апреля, 2021
Небесная палитра

Программа «Небесная палитра» Школы ремёсел Соловецкого музея-заповедника объединяла занятия, рассчитанные на взрослую аудиторию. Вдохновением для наших творческих работ стали Соловецкие пейзажи.

Знакомство с жанром пейзажа началось с беседы о композиции. Художник должен быть «композитором» своей работы и уметь так расположить цветовые пятна и ритмически сгармонировать элементы, чтобы художественный образ был цельным, убедительным в своём настроении и законченным. В процессе работы над  картинами, участницы творческих занятий не раз возвращались к вопросам, связанным с композиционным построением предметов в формате листа.

Первой живописной техникой, с которой было предложено познакомиться, стала живопись сухой пастелью. Относительно лёгкая в исполнении, пастельная живопись дарит множество возможностей для создания нежных переходов в тоне и цвете. На примере пастельной живописи были изучены свойства и законы линейной и воздушной перспективы в пейзаже.

Какой творческий человек не мечтает хоть раз попробовать свои силы в технике масляной живописи! Фактурная и сочная – масляная живопись подарила самые яркие эмоции и впечатления. Работы, написанные в этой технике, создают палитру очень разных пейзажных образов – от белых снежных просторов соловецкой зимы до ярких красок долгожданного лета.

Акварель заслуженно считается одной из сложных техник в живописи, но несправедливо было бы не узнать достоинства этой удивительной краски, её прозрачность и лёгкость в тоне, которая так тонко передаёт нюансы цветовой палитры нашей северной природы. Выполнив предварительно несколько простых упражнений, участницы программы написали  две небольшие работы в технике «по-сырому» или «аля-прима» и в смешанной послойной  технике.

Каждая встреча на занятиях программы «Небесная палитра» дарила новые знания и впечатления от творческого процесса. Занятия живописью для многих стали новым прекрасным увлечением и желание творить не заканчивается с окончанием программы в  Школе Ремёсел.

Пусть радость творчества не покидает наших начинающих художниц! 

 

Татьяна. «Остаёмся зимовать», оргалит, масло.
Творчество дарит радость! Изучаем технику пастельной живописи.
Любимые живописные уголки природы. Большой Заяцкий остров.
Вдохновляясь Соловками!
Ксения. «Отражения», бумага, пастель.
Знакомимся с масляной живописью.
Пишем архитектуру Соловецкого монастыря.
Акварельная живопись – сложная, но интересная техника.
Пишем Соловецкие пейзажи в акварели.
Варвара. « Навстречу весне», бумага, акварель.
29 апреля, 2021
29 апреля 1920 года в истории Соловков

После установления Советской власти в Архангельске в феврале 1920 года, 29 апреля того же года на Соловецкие острова прибыла Особая комиссия для установления новой власти.

Комиссией руководил Полномочный представитель ВЧК по Архангельской, Вологодской и Северо-Двинской губерниям Михаил Сергеевич Кедров. В составе экспедиции были также председатель Архангельского губисполкома С.К. Попов и М. Морозов.

В задачи Особой комиссии входили оценка состояния хозяйства Соловецкого монастыря, изучение вопроса создания на Соловках советских организаций, в том числе лагеря. Представители Советской власти объявили монастырской братии о национализации земель и зданий обители. Желающим покинуть монастырь с началом навигации разрешалось выехать на материк.

Комиссия пробыла на Большом Соловецком острове три дня. За это время было найдено большое количество спрятанного оружия, оставленное англичанами, а также значительные запасы продовольствия. В результате были сделаны выводы о том, что «монахи готовились к длительной борьбе с советской властью» (Боговой И.В. В Соловецком монастыре// Известия Архгубревкома и Губкома РКП. – 4 мая 1920. – С. 2.)

После возвращения М.С. Кедрова и членов комиссии в Архангельск, началась подготовительная работа к открытию Соловецкого лагеря принудительных работ. Уже 4 мая 1920 года в газете «Известия Архангельского губернского ревкома и Архгубкома РКП» вышла статья от редактора И.В. Богового, в которой напрямую сообщалось о планах устройства лагеря: «В ближайшем будущем планируется организовать в Соловках трудовой лагерь. Условия для этого очень благоприятны: суровая природная обстановка, трудовой режим, борьба с природой будут хорошей школой для всяких порочных элементов» (Боговой И.В. В Соловецком монастыре// Известия Архгубревкома и Губкома РКП. – 4 мая 1920). Первые заключённые прибыли на Соловки 27 мая 1920 года.

Справочно

Создание лагерей принудительных работ в Архангельской губернии началось практически сразу после установления Советской власти. Лагерь принудработ № 1 в Архангельске был создан 30 апреля 1920 года. В след за ним в городе появилось еще несколько подобных лагерей.

Лагерь принудительных работ в Холмогорах был организован также в 1920 году. Изначально он предназначался для содержания особо опасных врагов – офицеров царской и Белой армий. В окрестностях лагеря приводились в исполнение расстрельные приговоры.

Пертоминский исправительно-трудовой лагерь официально начал действовать с 1921 года. Очень скоро он приобрёл «славу» одного из самых тяжёлых мест заключения, негласного штрафного изолятора, перевод в который был равносилен смертному приговору.

По материалам:

1. Яковлева А.П. Предшественник СЛОНа: к 100-летию создания лагеря принудительных работ на Соловках (1920-1921). – Архангельск, 2019.

2. Осипенко М. Хранители веры// Литературно-художественный и общественно-политический журнал «Север». - № 03-04. – Стр. 31. [Электронный ресурс] http://www.sever-journal.ru/vyshedshie-nomera/new-issueyear/03-04/neizvestnoe-ob-izvestnom/hraniteli-very/

Вид на Соловецкий монастырь со стороны моря. Фото С. Прокудина-Горского. 1915 год. (Примерно так выглядел монастырь в 1920 году, во время приезда Особой комиссии) Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.
М.С. Кедров Источник фото: http://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RkgQuOLgAjnp1HIRtwWqIg76aKTM5SRkZCeTgDn6uOyic
28 апреля, 2021
Соловецкие картинки

Школа ремёсел Соловецкого музея-заповедника делится итогами учебного года Мастерской изобразительного искусства.

Программа «Соловецкие картинки» включала в себя занятия по изобразительному искусству для детей дошкольного возраста. За несколько месяцев творческих встреч ребята познакомились с различными новыми для себя техниками рисования и новыми художественными материалами.

Занятия начались с открытия живописных приёмов сухой пастели. Зимний пейзаж, выполненный в этой технике, радовал нежностью оттенков и переливами северного сияния в тёмном ночном небе.

Тема зимы нашла своё продолжение в рисунке, в котором главным персонажем стал медвежонок Умка, эта работа была выполнена в технике аппликации с использованием разных материалов.

Удивительный «гроттаж» никого не оставил равнодушным! Дети с удовольствием царапали по специально подготовленному листу силуэт и сказочную чешую Рыбы-Солнца.

Знакомая всем гуашь может заиграть новыми оттенками, если научиться смешивать цвета в палитре. На уроке по теме «Ёжик и море» ребята изобразили море на закате, которое увидел Ёжик в одноимённой сказке Сергея Козлова, и научились находить голубой, розовый и оранжевый цвета, смешивая краски.

Иногда, гуляя по Соловецким тропинкам, можно встретить настоящую лису, а на занятиях программы «Соловецкие картинки» Лиса стала сказочной, ребята вспомнили сказки, в которых Лиса была главным персонажем, и попробовали себя в роли иллюстраторов, изобразив свою Лисичку одетой в нарядный сарафан и яркие бусы.

Для любого художника, даже самого маленького, важно уметь чувствовать и замечать красоту в обычном и повседневном. Так часто виденные ребятами величественные башни Соловецкого монастыря стали для них источником вдохновения  на занятии.  Ребята самостоятельно смешивали краски в палитре, чтобы найти необходимые оттенки для изображения гранитных больших валунов, из которых выложены сторожевые башни.

После долгой зимы так радостно замечать каждый новый день первые весточки весны! Весенний букет с веточками вербы дети рисовали с натуры в новой технике акварельной живописи по рисунку, выполненному масляной пастелью.

На праздник Благовещения  мы с детьми вспомнили и нарисовали образ Ангела, а на Вербное Воскресение – веточки вербы в технике аппликации.

Каждое занятие дети погружались в новую тему и с радостью ждали, какие интересные открытия ждут их на следующем уроке. Знакомство с новыми художественными материалами позволило расширить учебные задачи, повысить уровень владения различными приёмами рисования. Неожиданное для детей совмещение разных изобразительных техник поддерживало интерес к творчеству и желание рисовать «свой мир» свои «Соловецкие картинки», а добрые сказки помогали найти новые красивые образы для вдохновения.

Мы с радостью ждём ребят на наших занятиях в следующем году!

Рисуем яркие Соловецкие закаты!
У каждого своё золотое солнышко Соловков.
Варя. «Закат над морем», бумага, гуашь.
Рисуем сказочную Лисичку-красавицу!
Наряжаем Лисичку в яркий сарафан.
Украшаем Лисичкин сарафан разноцветными цветами.
Высокие башни Соловецкого монастыря.
Коля, 5 лет.  «Корзинка с весенними цветами», бумага, акварель, масляная пастель.
Доминика, 4 года. «Весенняя верба», бумага, гуашь, аппликация.
Костя, 5 лет. «Ангел Благовещения», бумага, акварель, масляная пастель.
27 апреля, 2021
Соловецкий музей-заповедник поддержал Всероссийский субботник

Как известно, 24 апреля 2021 года в стране в рамках акции «Зелёная Весна» был объявлен Всероссийский субботник. Экологические мероприятия запланированы по уборке городских и сельских территорий запланированы до 24 мая включительно.

27 апреля сотрудники Представительства и образовательного центра Соловецкого музея-заповедника в Архангельске приняли участие в экологической акции. По согласованию с Администрацией Октябрьского округа Архангельска, им была поручена покраска бетонных конусовидных ограждений вдоль площадки у памятника «Юнгам Северного флота». Место было выбрано не случайно. Ещё в 2019 году Соловецкий музей-заповедник выступил с инициативой взять шефство над территорией памятника.

Ухоженная площадка вокруг памятника станет одним из основных мест проведения торжественных мероприятий 9 мая в день празднования Победы в Великой Отечественной войне в Архангельске.

Традиционно сезон весенних субботников в Соловецком музее-заповеднике откроется в мае. Сотрудники музея и активные жители посёлка Соловецкий совместными усилиями начнут приводить в порядок после долгой зимы основные центральные территории и благоустраивать памятные объекты, готовясь к летнему туристическому сезону.

Справочно

Памятник Соловецким юнгам в Архангельске открыт в 1993 году, на набережной Северной Двины, где берёт начало улица Карла Маркса. Место для установки памятника было выбрано скульптором Ф. М. Согояном и бывшим юнгой Кимом Кузнецовым. Идея создания монумента принадлежит самим юнгам. Авторы памятника — лауреат Ленинской премии скульптор Ф.М. Согоян в соавторстве с сыновьями М. Ф. Согояном и В. Ф. Согояном, архитектор А. И. Муромский.

Памятник в скупых, но выразительных формах напоминает историю воинского служения детей на кораблях военно-морского флота в годы Великой Отечественной войны. Монумент представляет собой четырёхметровую фигуру юноши в матросской форме и корабельный якорь, установленные на постаменте. Юноша, напружинив плечи, стоит в слегка согнутой позе, его кулаки крепко сжаты, гюйс форменки поднят ветром. Фигура юноши выражает сильное напряжение. По словам скульптора Ф.М. Согояна, в ней он «старался собрать всю трагедию юного поколения военного лихолетья, всех тех, кто отдал свои жизни».

У подножия памятника размещена бронзовая плита с информацией о Соловецкой школе юнг.

Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника
Автор фото: Е.Я. Яковлева. Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника
Источник: из архива Соловецкого музея-заповедника
Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.
Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.
26 апреля, 2021
"У каждого человека свои звёзды"

23-24 апреля по всей стране прошла ежегодная масштабная акция «Библионочь-2021». Тематика праздника была посвящена 60-летию первого полёта человека в космос и приурочена к Году науки и технологии.

Соловецкий музей-заповедник традиционно принял участие во всероссийской акции на площадке Научной библиотеки – интеллектуального центра Северного (Арктического) федерального университета им. М. В. Ломоносова. Сотрудники образовательного центра музея подготовили командную интеллектуально-познавательную игру «Вселенная Соловки».

Соловецкие острова недаром называют целым космосом. Это не просто географическая точка на карте Белого моря, это место, где сплелись воедино тысячи лет российской истории. Это удивительная северная природа, неповторимые ландшафты, загадки древних людей, горькая память об узниках Соловецкого лагеря, подвиги соловецких юнг, архитектурные шедевры, художественное наследие и высокий духовных подвиг. Каждый непременно сможет найти на Соловецких островах что-то близкое и родное для себя. Как говорил Маленький принц в повести Экзюпери «У каждого человека свои звёзды»!

Участниками игры «Вселенная Соловки» в праздничный вечер «Библионочи» стал коллектив семейного клуба «Почемучка». Родители и дети, объединённые планами поездки на Соловецкие острова в летние каникулы, выбрали мероприятие от Соловецкого музея-заповедника, чтобы заранее познакомиться с историей, природой и культурным наследием архипелага.

Погружение в «соловецкую вселенную» прошло в формате игры-соревнования. Команды участников, отвечая на тематические вопросы, копили игровые баллы. Интеллектуальная схватка позволила родителям и детям вспомнить и закрепить знания по соловецкой истории, а также узнать много новых фактов о природном мире Соловков, основных достопримечательностях, достижениях в науке и технологиях.

Все участники игры получили сертификаты и памятные подарки, а команда победителей награждена дипломами.

Соловецкий музей-заповедник ждёт участников семейного клуба «Почемучка» в гости в летний сезон для продолжения увлекательного путешествия по вселенной под названием «Соловки»!

Автор Е.М. Яковлева. Источник: из архива Соловецкого музея-заповедника.
Источник: из архива Соловецкого музея-заповедника
Источник: из архива Соловецкого музея-заповедника
Автор: Е.М. Яковлева. Источник: из архива Соловецкого музея-заповедника
Автор: Е.М. Яковлева. Источник: из архива Соловецкого музея-заповедника
Источник: из архива Соловецкого музея-заповедника
Источник: из архива Соловецкого музея-заповедника
Автор: Е.М. Яковлева. Источник: из архива Соловецкого музея-заповедника
Автор: Е.М. Яковлева. Источник: из архива Соловецкого музея-заповедника
23 апреля, 2021
Птицы Соловецких остров и Онежского залива Белого моря

В преддверии Всероссийской акции «Библионочь-2021» многие библиотеки, книжные магазины, литературные и не только музеи презентуют книги. Соловецкий музей-заповедник не стал исключением.

Ежегодная акция «Библионочь» в 2021 году пройдет в России уже в десятый раз. 24 апреля библиотеки, книжные магазины, культурные центры по всей стране представят специальную программу. Тема «Библионочи» в этом году — «Книга — путь к звездам».

О книге

Книга Черенкова А.Е., Семашко В.Ю., Тертицкого Г.М. «Птицы Соловецких островов и Онежского залива Белого моря. Материалы и исследования (1983–2013 гг.)» вышла в свет ещё в 2014 году. Рады сообщить, что сегодня она стала доступной для прочтения в электронном формате.

В монографии обобщены результаты многолетних (1983–2013) орнитологических исследований на Соловецком архипелаге и других островах и побережье Онежского залива Белого моря. Книга содержит информацию о 253 видах птиц. Приведены сведения об их распространении, динамике численности, миграциях и размножении. Для ряда видов даны экспертные оценки их ретроспективной и современной численности на территории Онежского залива и его прибрежной материковой части. Книга предназначена для специалистов-орнитологов, сотрудников природоохранных организаций, преподавателей ВУЗов и студентов.

Приятного прочтения!