Состоялась защита проектов Летней школы САФУ на Соловках

19.12.2024

В минувшие выходные в Научной библиотеке Северного (Арктического) федерального университета состоялась защита проектов участников Летней школы САФУ на Соловках. На защите были представлены результаты работы студенческих коллективов над своими практическими идеями летом и осенью 2024 года. Среди присутствующих - представители мастерских Летней школы, организаторы, гости, а также сотрудники Соловецкого музея-заповедника.

Одиннадцатая Летняя соловецкая школа САФУ под общей темой «Соловецкий текст» включала в себя 7 проектных мастерских, участниками которых стали студенты самых разных специальностей, как научных, так и творческих. Расскажем об основных итогах работы групп.

Музыкальная мастерская Санкт-Петербургской консерватории занималась разработкой проекта "Поющие Соловки", который станет учебным пособием для детей, выполненным в формате развивающей компьютерной игры. Обучающая игра позволит освоить сложный материал древнерусского певческого искусства.

Как рассказали сами студенты Санкт-Петербургской консерватории, сценарий игры по Соловкам XVII века вовлекает ребенка в реалии средневековой жизни и культуры. Вступительная новелла с элементами анимации представляет сюжетную завязку с обоснованием игровой ситуации: на рыбачащих в Белом море отца и сына нападает старуха Лоухи и насылает волшебную бурю. Лодка рыбаков переворачивается, отец мальчика оказывается в плену у ведьмы. Волшебный помощник белуха спасает мальчика и приносит его на Соловецкий остров. На острове главный герой получает задание: восстановить певческую рукопись с тропарем Преображения Господнего, утраченную во время шторма – волшебный артефакт, с помощью которого побеждается игровой антагонист. В финале игры мальчик, научившийся петь знаменным распевом, возвращается в родную деревню с даром от соловецких монахов – рукописью, где записаны песнопения, которые спасут его семью от злого волшебства старухи Лоухи.

Архитектурная мастерская занималась уточнением предельных антропогенных нагрузок и мониторингом состояния природной среды архипелага. На Соловках участники отбирали пробы почв, воздуха, воды на важных инфраструктурных объектах посёлка, таких как аэропорт, дизельная электростанция, порт. Результаты исследований были представлены на защите: в сравнении в прошлым годом отмечены некоторые улучшения.

Шестой год продолжается мониторинг состояния природных водоёмов. На протяжении всей Летней школы студенты-биотехнологи занимались сбором проб в разных точках Соловецкого острова, на материке это исследование было продолжено в лабораторных условиях.

Мастерская туристского проектирования занималась методикой оценки туристско-экскурсионного потенциала экотуризма и проектированием маршрута, который может быть использован как в учебных целях – для проведения практических занятий для школьников и студентов, так и для развития туристических маршрутов.

На архипелаге мастерская педагогического проектирования записывала материал для создания подкастов. Со слов студентов, они позволяют расширить представление о Соловках как о пространстве, обладающем огромным образовательным потенциалом, и о людях, которые его населяют. «От сердца через уста» или образование через общение – так назывался итоговый доклад проектной группы.

Историко-педагогическая мастерская работала над проектом, который будет являться попыткой представить интеллектуальное наследие современных российских историков, пишущих о Соловках. Итогом работы команды стало создание планшетной выставки.

Ещё на архипелаге книжная мастерская представила прототип страницы просветительского проекта «Азбука веков» в формате мультимедийного интерактивного пособия. Итогом работы на материке стало интерактивное пособие о книжности и книжной культуре «От Аз до Ижицы. Азбука о книгах и языке».

Летняя соловецкая школа организована Фондом развития САФУ при поддержке Агентства по развитию Соловецкого архипелага, Соловецкого музея-заповедника и Соловецкого морского музея.

ФОТО: Соловецкий музей-заповедник, САФУ.