С 24 по 26 октября в Мурманске проходила Всероссийская научно-просветительская историко-краеведческая конференция «XVIII Феодоритовские чтения». Её тема – «Преображение Севера: эпоха и люди».
Чтения стали крупнейшей гуманитарной конференцией в регионе, собирая на своих площадках широкий и представительный круг ученых, исследователей, музейных и архивных работников из Москвы, Санкт-Петербурга, Новгорода, Вологды, Петрозаводска, Архангельской и Мурманской областей.
От Соловецкого музея-заповедника в конференции приняла участие научный сотрудник отдела истории Анна Петровна Яковлева. Она выступила с докладом «О направлении священников в становища на Мурманском берегу в 1870-е-1880-е годы». Сообщение было посвящено организации и начальному периоду миссионерской деятельности на Мурманском берегу Кольского полуострова во время колонизации Мурмана в XIX веке.
Начало официальной колонизации Мурмана относится к 1860 году. К 1870 году по побережью Баренцева моря было уже 36 становищ, где проживало более 3,5 тысяч оседлого и временного населения. Архангельские губернские власти обеспокоились тем, что поморы пребывали довольно продолжительное время без пастырского попечения.
После 1875 года в становища на 5 промысловых месяцев стали отправлять 3-4 приходских священников и иеромонахов северных монастырей. Их труды были настоящим подвигом. Тяжело было даже добраться до становища, находившегося за много сотен километров от прихода или монастыря. Туда надо было прибыть в марте-апреле, до начала промыслов: где по зимнему пути – на оленях и пешком; где – по бурному морю на судах. Добравшись, жить в малоприспособленных помещениях, служить, где придется, терпеть поношения от раскольников, которых немало было среди поморов. О подвижнических трудах свидетельствуют дневники миссионеров, сохранившиеся в архивах.
К концу 1880-х годов потребность в пастырских поездках отпадает. На Мурманском берегу строились церкви, в 1885 году их было 5. В 1886 году был возрожден Трифоно-Печенгский монастырь. Иеромонахи обители разъезжались по отдаленным становищам для совершения богослужений. Поморы из близлежащих поселений имели возможность посещать храмы обители. Дело возрождения Трифоно-Печенгского монастыря было поручено Соловецкому и до 1915 года возобновленная обитель была к ней приписана. Соловецкие монахи, поселившись на Мурмане, продолжили дело священников-миссионеров.
Выступление прошло в онлайн формате. По итогам работы конференции в 2026 году планируется издание сборника статей.


