Дорогие друзья, рады представить вашему вниманию серию интервью с участниками XXIII Соловецкой ярмарки ремёсел. В ней мы подробно расскажем вам про участников самого яркого события лета, их занятиях и творческих увлечениях, впечатлениях от ярмарки и Соловецких островов.
Герой нашей сегодняшней публикации – Ната Ладзина, художник и керамист из Москвы. Ната рассказала нам о своем пути в керамике и о вдохновении, которое дарят Соловецкие острова. С радостью делимся с вами её историей!
– Ната, расскажите, пожалуйста, как вы стали заниматься керамикой, как давно вы это делаете, и что вдохновило вас на это занятие?
– В 16-м году меня очень сильно вдохновили Соловки. Тогда мы жили в Ботсаду, волонтерами работали. В 17-м я впервые побывала на Соловецкой ярмарке, и тогда мне подруга сказала: «Ты же художник, картины пишешь!», после чего в 19-м году я приехала участвовать в ярмарке как художник. Причем, я приехала сюда за две недели до, на пленэр – писала картины, и затем продавала их. В 22-м году я вновь приехала сюда как художник. И вот тогда я обратила внимание на керамику, посетила на ярмарке мастер-класс Варвары Глаголевой, а затем пошла к ней в Школу ремесел. Это случилось 6 июля – почти ровно два года назад. Я тогда первый раз взялась за комок глины, и всё, до сих пор не отпускает! Жизнь пошла каким-то неимоверным образом. Картины я пишу сейчас, скорее, уже как роспись на чашках, и, самое главное – я теперь работаю как керамист. Закончила Школу Академии ремесел керамическую, официально – гончар третьего разряда. Еще и умудрилась победить во Всероссийском национальном чемпионате по гончарке! И это все за два года! Я считаю, что это все благодаря Соловкам, Варе, и вообще всей этой атмосфере!
– Два года назад вы вернулись с Соловков и сразу начали погружение в керамику?
– Да! Я сразу в Москве как одержимая побежала искать, где я могу гончарить! Еще у меня день рождения в августе и мне муж гончарный круг домой подарил. А в прошлом году я выиграла Чемпионат – дали денежный приз, и я купила печку. То есть у меня дома маленькая мастерская, где я все это делаю. И работаю в творческом объединении керамистом, преподаю в инклюзивной мастерской. Керамика вокруг меня, и я только в начале пути, как неофит делаю все это. Сейчас у меня с керамикой первая ярмарка. Ну куда ехать, как не на Соловки! Можно сказать, что вместе со мной приехали мои «дети»!
– Какие сюжеты вы выбираете при создании керамики?
– Я сюжеты не выбираю, так выходит. Я не работаю по эскизам. Я беру кусок глины и происходит примерно следующее: «глина-глина, скажи, что мне сейчас сделать?», и вот на круг ее «бах!», и вот что-то сейчас будет... Я примерно держу в голове, что хочу, но глина сама мне говорит: «нет я не буду чашкой, я буду миской». Гончарные заготовки для меня как холст, как чистый лист бумаги. Потом я «раз!», и возникает сюжет, по вдохновению.
– А цвета ваши любимые, какие они?
– Скорее, бирюзовые… Почему они мне нравятся, могу объяснить. Мне очень нравится, когда в изделии обязательно остается цвет глины. Живая глина… Я всегда в работах стараюсь использовать ее как один из цветов декора. И бирюзовые оттенки вместе с цветом живой глины всегда выглядят беспроигрышно.
– На Соловках произошло ваше рождение как керамиста. Может быть Соловки еще что-то открывают для вас?
– Да. Я не могу даже сказать сразу… Я когда сюда попадаю, на меня падает благодать. Честно говоря, я бы хотела здесь жить. Сейчас мы поселились в гостинице и встретили там бабушку восьмидесяти лет. И я подумала – будет мне восемьдесят лет, уже тяжело будет ездить сюда и тогда надо будет сюда переселиться. Сейчас меня сдерживают обязательства, но все же у меня есть мечта – хотя бы год пожить здесь, перезимовать. В прошлом году у меня было два заезда в туристический сезон, и один осенью – пленэр. Я хочу быть здесь и зимой, и летом, и вся моя жизнь сейчас вокруг этого крутится.
Ната, спасибо вам большое! Больших удач, пусть все получится, и обязательно приезжайте на Соловки!
Фото: Е.Кознева, Соловецкий музей-заповедник.