Защита проектных идей

02.09.2021

Промежуточным итогом летней практики студентов Северного (Арктического) федерального университета в Соловецком музее-заповеднике стала защита проектных идей, работа над которыми продолжится в начавшемся учебном году.

Летняя школа САФУ на Соловках 2021 Автор фото: Е.А. Мазилова. Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.
Защита проектных идей. Автор фото: Е.А. Мазилова. Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.
Защита проектных идей. Автор фото: Е.А. Мазилова. Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.
Защита проектных идей. Автор фото: Е.А. Мазилова. Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.
Защита проектных идей. Автор фото: Е.А. Мазилова. Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.
Защита проектных идей. Автор фото: Е.А. Мазилова. Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.
Участники инженерно-педагогической мастерской.  Автор фото: Е.А. Мазилова. Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.
Участники музыкальной мастерской.  Летняя школа САФУ на Соловках 2021 Автор фото: Е.А. Мазилова. Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.

В 2021 году Летняя школа САФУ на Соловках представлена пятью направлениями. Студенты и магистранты, под руководством опытных преподавателей, объединены в тематические группы, соответствующие профилю обучения и интересам учащихся. В этом году проектные группы имеют статус мастерских. И это не случайно. Во-первых, их возглавляют настоящие мастера в своей области, участвовавшие в Летней школе несколько раз. Во-вторых, каждая группа, работая над конкретной идеей, нацелена на получение практического результата, значимого для сообщества.

Инженерно-педагогическая мастерская занимается изучением комплекса памятников монастырской мельницы. Такую задачу поставил перед группой Олег Волков, заместитель директора Соловецкого музея-заповедника. Цель проектной работы заключается в создании концепции интерактивного представления истории и инженерной мысли Соловецкого монастыря на примере мельницы. Группа определила для себя хронологические рамки в границах конца XVII – начала XIX века, так как этот период позволяет лучше изучить инженерные устройства. Во время летней практики студенты познакомились с инженерными особенностями мельничного комплекса и выяснили, что мельничный канал имеет небольшой уклон в три метра от водозабора до самой мельницы. И архитектурные сооружения, и механизмы претерпели несколько перестроек. К настоящему моменту участникам мастерской удалось собрать необходимую информационную базу, на основе которой планируется создание натурных и виртуальных 3-D моделей, а также разработка педагогических задач и занятий.

Экологическая мастерская ведёт работу сразу по двум направлениям. Студенты исследуют влияние антропогенного загрязнения на природные водоёмы Соловецкого архипелага. Вместе с технологическими и бытовыми отходами соединения азота и фосфора попадают в воду. За время летней практики были отобраны тринадцать проб морской и пресной воды. Все они законсервированы и доставлены в Архангельск для проведения лабораторных исследований. Точки отбора проб были выбраны на территории посёлка Соловецкий: это Питьевой ручей, Святое и Банное озера, бухта Благополучия Белого моря.

Экологическая мастерская предложила также возможные направления сотрудничества Северного (Арктического) федерального университета и Ботанического сада Соловецкого музея-заповедника, в котором активно ведётся работа по акклиматизации растений и декоративному оформлению территории. В фокусе внимания группы микроклональное размножение растений, которое позволяет получить достаточное количество безвирусного посадочного материала для растений, трудно культивируемых традиционными способами. Еще одним возможным направлением сотрудничества станет идентификация видов растений и предупреждение их заболеваний, благодаря определению возбудителя и методики рекультивации. На протяжении нескольких лет в Ботаническом саду создавался гербарий сохраняемых видов. Продолжение сбора гербария – тоже может стать одним из вариантов сотрудничества.

Инженерно-архитектурная мастерская исследует проблемы навигации на популярных туристических маршрутах Большого Соловецкого острова. В качестве объекта изучения были выбраны дорога на самый южный мыс Печак, к горе Секирной и до дамбы, являющейся мостом к острову Большая Муксалма. На защите проектной группой были приведены примеры выигрышного и неудачного расположения информационных указателей. Мастерская ставит своей задачей разработку навигации туристических маршрутов по острову Большой Соловецкий, включающую интерактивную обобщающую карту, предложения по внедрению малых архитектурных форм на длительных маршрутах, информационное наполнение указателей и стендов, варианты дизайна.

Историко-педагогическая мастерская представила проекты сразу четырёх дидактических игр, посвящённых истории и культурному наследию Соловецких островов. Игра «Рождение Соловков» предназначена для обучающихся 6 класса и рассказывает о монастырском освоении Русского Севера. Цель другой настольной игры с рабочим названием «Патриархас» - познакомить учеников со знаковыми событиями в истории Русской Православной церкви в XVI-XVIII веках, а также рассказать о роли церкви в жизнь русского общества. В ходе игры участники знакомятся с сакральными архитектурными памятниками, историческими личностями и событиями, иерархией монашества Русской Православной церкви. Ещё одна дидактическая игра «Отряд Соловецкий» посвящена истории Учебного отряда Северного флота на Соловецких островах, в качестве её персонажей будут выступать подлинные руководители, преподаватели и выпускники шести школ Учебного отряда. Для более взрослой аудитории разрабатывается игра «Тайны Соловецкого архипелага» с использованием механизма популярной стратегии «Подземелье дракона».

Участники музыкальной мастерской работают над созданием интерактивной карты «Музыкальная история Соловков». В настоящее время уже отрисован макет карты, составлен запрос о персоналиях, смонтирован трейлер для тематического подкаста, собран ряд материалов. В ближайшие недели группе предстоит свести имеющуюся информацию в единую интерактивную карту.

Окончательное подведение итогов Летней школы САФУ состоится уже в Архангельске, в ноябре 2021 года. На финальной встрече все пять мастерских представят свои наработки, проведут презентацию готовых проектов.