Свечная мастерская Соловецкого монастыря

02.11.2020

Продолжаем рассказ о промыслах и ремеслах северного крестьянства и Соловецкого монастыря XV-XX веков.

На первом этаже казначейской палаты не случайно были «кельи для свечников и делания восковых и сальных свеч» - медные подсвечники имели широкое распространение. В первой четверти XIX в. монастырские медники «сверх обыкновенной посуды и вещей делают хорошие самовары».

В начале XVII в. она размещается там же, где хранятся свечи – в казенной палате, построенной в 1916 году, а позднее – выведена «за ограду у Архангельской башни».

Предположение К.П. Гемп о размещении свечного производства в первом этаже больничного корпуса источниками не подтверждается и основано на недоразумении: при игумене Ионе II (1796-1805) перестраивались и казенная палата, и больничный корпус; на первом этаже перестроенной казначейской палаты (1799) и размещались кельи свечников и мастерские, перестроенные «в лучшем расположении… и при них кладовые и чуланы». Одновременно мастерские, расположенные за оградой у Архангельской башни, стали использоваться только для отбеливания воска, поэтому в описании Досифея упоминается не один, а два свечных завода, «где приуготовляют: а) сальные свечи, б) восковые для церковной потребности и продажи богомольцам и в) белят воск».

В настоятельство Порфирия (1859-1865) процесс отбеливания был перенесён в Макарьевскую пустынь и в районе Кремля больше не возобновлялся, мастерские в Казначеской палате продолжали функционировать.

Наибольший доход приносило монастырю свечное производство. Остальные службы, размещавшиеся в казначейской палате, не имея существенного значения для монастырского хозяйства, хранят память о замечательном мастере русских «народных умельцев в рясах» - медниках, оловянниках, «работавших» посуду (в том числе кумганы), подсвечники, самовары.

По материалам Соловецкого сборника. Выпуск 3.

ФОТО: http://stsl.ru/about_lavra/all/svechnaya-masterskaya/