Соловецкий изразец на память

22.07.2021

В начале июля завершилась летняя практика студентов Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица, посвященная изучению архитектурной керамики Соловков и работе над созданием современного изразца.

Анастасия Андреичева с изразцом «Святые врата». Автор фото: О.А. Лаврешова. Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.
Поход на соловецкий пляж «Малибу». Автор фото: К.А. Чирков. Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.
На занятии по архитектуре монастыря с Ларисой Александровной Петровской. Автор фото: К.А. Чирков. Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.
Сушка изразцов. Автор фото: Е.В. Загребина. Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.
Графические зарисовки А. Андреичевой. Автор фото: Е.В. Загребина. Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.
Анна Щербакова с изразцовым панно «Северные берега». Автор фото: О.А. Лаврешова. Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.
Александра Трифонова со своими работами. Автор фото: О.А. Лаврешова. Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.
Изразцы Анны Щербаковой. Автор фото: А. Андреичева. Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.
Чайка Александры Трифоновой. Автор фото: А. Андреичева. Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.
Изразец и гипсовая форма Анастасии Андреичевой. Автор фото: Е.В. Загребина. Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.

Главной задачей студентов было создание особого, памятного изразца, который мог бы увезти любой гость Соловецкого острова с собой и хранить эту памятную частичку у себя дома, вспоминая белокаменные стены монастыря у берега Белого моря и многое другое.

На основе впечатлений и полученных знаний студенты создали серию памятных изразцов. Источниками вдохновения стали: архитектурные элементы монастырских сводов, флора и фауна соловецких лесов, историческое и художественное прошлое острова.

Первые дни пребывания на Соловках были насыщены экскурсиями, путешествиями, встречами, чтобы собрать больше впечатлений для реализации будущих проектов. В это время студенты работали над эскизами. После их утверждения и проработки, ребята приступили к работе в материале.

На итоговой презентации были представлены два вида изразцов: прорезной и лепной. Главное их отличие - в создании формы, из которой отминается изразец. В прорезном изображение наносится прямо на гипс с помощью шила или другого острого инструмента. В лепном же предварительно создается прототип будущего изразца из пластилина, смешанного с воском. Потом он заливается гипсом. Таким образом, создается обратная форма и после затвердевания гипса в ней отминается глина. Далее изделия сутки сохнут. Проводится первый «утельный» обжиг, потом изразец глазуруется и проходит второй - «политой» обжиг.

Каждого человека, попавшего на Соловки, трогает что-то свое, часто не открывшееся другому. Это можно проследить и по работам студентов. Кто-то передал образ сурового Белого моря с обетными крестами и стремительными чайками, другой – животный мир почти нетронутого леса, третий – историю самых первых гостей острова – промысловиков-поморов. И теперь то, что прочувствовали юные керамисты-художники, могут взять с собой на память и гости нашей соловецкой мастерской Школы ремесел.

Приглашаем всех желающих принять участие в мастер-классе Школы ремёсел Соловецкого музея-заповедника, где вы сможете узнать об архитектурной керамике монастыря, а также отмять и увезти с собой соловецкий изразец.