«Прикладывая усилия, вы сможете развить в себе чувство прекрасного…»

13.01.2021

Продолжаем публикации о победителях фотоконкурса «Светолетопись Соловков-2020». Лучшим в номинации «Летопись ритмов и пропорций» стал Владислав Эдуардович Хейнонен с творческой работой «Свято-Вознесенский скит в сумерки». Мы побеседовали с Владиславом о жизни, профессиональной деятельности, поездках на Соловки и увлечении фотографией.

Расскажите, пожалуйста, как давно Вы были на Соловках? Каким было Ваше первое впечатление?
- Я был на Соловках три раза. Первый раз я приезжал на Соловецкий архипелаг под конец школы в 2001 году вместе с группой экологического клуба. Мы жили в палатках на месте, которое сегодня является официально разрешённым местом для кемпинга. Я хорошо запомнил ту поездку: у меня остались очень яркие эмоции. В том числе эта поездка повлияла на то, что я связал свою профессиональную сторону жизни с природой, лесным хозяйством и охраной окружающей среды.
Интерес ещё раз вернуться на Соловки и увидеть природу, Белое море взглядом взрослого человека возник в 2015 году. С двумя друзьями нам удалось осуществить детальный и хорошо спланированный маршрут. Нам так понравилось, что в 2015 году мы спланировали аналогичную поездку в другой регион. Когда она сорвалась из-за ограничений, мы смогли воодушевить группу поехать ещё раз на Соловки, и в этот раз нас было 7. И вновь было очень интересно! Получается, я три раза был на Соловецком архипелаге, и каждый раз только самые лучшие впечатления.

Почему Вы возвращаетесь на Соловецкие острова? Для кого-то эти поездки – ощущение умиротворения и гармонии с природой. А что это для Вас?
- Для меня цель поездки – это всегда какой-то комплекс причин, комплекс интересов. На маленьких Соловках просто много направлений интереса, и в одной поездке это удобно совмещается. Есть направление для тех, кто увлекается историко-культурными ландшафтами, архитектурой, историей. Есть люди, которые едут посмотреть какие-то ключевые, маркерные объекты. Например, белух. Я даже сомневаюсь, что обычному человеку ещё где-то можно посмотреть белух в естественной среде собственными глазами. Или монастырь. Это всё-таки такое знаковое место. Приехать, увидеть его и на следующий день уехать – это тоже имеет место быть, и я таких туристов выходного дня хорошо понимаю потому, что монастырь способен дать массу впечатлений.
Меня самого в большей степени увлекают природные комплексы, сам ландшафт. На Соловках мне было интересно посмотреть лес, болото, море, природные комплексы, которые существуют на островах, при разном свете и в разное время. Когда все три причины – история, природа и ключевые объекты – складываются, получается очень удобное по всем критериям место. Это удобство сыграло ключевую роль. Например, можно было поехать в Кенозерье или на Онежский полуостров, но я выбрал именно Соловки, потому что я знал, что мне будет там и удобно, и концентрированно интересно.

Фотография в Вашей жизни – это увлечение. Как Вы к этому пришли?
- Я заметил, что в нужное время к существенным решениям в жизни меня подталкивают мои близкие, моя семья. Например, в 2013 году у меня появился первый ребёнок. И жена твёрдо сказала, что нужно обязательно его красиво фотографировать. Тогда я купил первую зеркальную камеру. Естественно, чтобы освоить все настройки, типы съёмки, я фотографировал не только сына, я всё подряд. Моё образование и профессия напрямую связаны с природой. Естественно, я пошёл с фотоаппаратом в лес, на болото, в общем – на природу.
На мой интерес к фотографии природы сильно повлияла экспедиция в Приморский заказник в 2009 году. В тот момент фотография меня не увлекала, но мыльницу для рабочих фото я взял с собой в поездку. Мои коллеги, которые фотографировали в поездке не только для работы, но и для «души», сделали тогда великолепные природные фотографии. «Какие они молодцы», - подумал я. Они не только увидели ту же красоту, что и я, но и смогли её передать в фотографии. Я вспомнил об этом опыте, когда взял в руки зеркалку в 2013 году.

Зачастую фотографы – люди творческие. Вы считаете себя таковым?
- Тут такой момент… Я жалею, что в детстве не освоил какой-нибудь музыкальный инструмент. А когда я вырос, понял, что кроме работы, выстраивания и поддержания хороших отношений внутри семьи, с друзьями, должно быть какое-то самовыражение. Этим самовыражением может стать фотография. Фотография не требует музыкального слуха, как в музыке, или особенной координации движений, как в танцах. Начать заниматься фотографией достаточно легко. И важно то, что фотография подвластна усилиям. Если ты прикладываешь усилия, ты можешь развить в себе чувство прекрасного и освоить разные техники съёмки. Считаю ли я себя творческим? Видимо, у всех есть какие-то задатки… Получается так: я чувствую, что они развиваются, если я этим занимаюсь.

Как Вы проводите своё свободное время? Есть ли что-то ещё, что вдохновляет Вас, как фотография?
- Я люблю свою работу: она связана с аудитом и сертификацией на стыке природопользования и охраны окружающей среды, в частности в отношении лесов. Архангельская область в советское время считалась бесконечным лесом и неиссякаемым источником древесины. Его не так много, как тогда считалось, и он не бесконечный, но он здесь есть. И он очень красивый. Мне нравится ездить в лес, и моя профессия позволяет видеть в нём разную красоту. Особенно приятно бывать в нерубленных массивах, где отсутствуют признаки вмешательства человека. Когда я приезжаю в такое место, то чувствую, что оно уникальное. Мне нравится, что в Архангельской области и конкретно на Соловках красивая природа: есть на что посмотреть.
Другая сторона мотивации – это самосовершенствование. Чтобы сделать хороший снимок, нужно потрудиться. Я помню, что известный архангельский фотограф Николай Гернет об этом рассказывал. Он говорил, что если вы раз в год взяли камеру, то у вас, скорее всего, ничего не получится, так как вы должны развивать навык видения сюжета и уметь передать этот сюжет и свои эмоции посредством камеры. Восхищение природой и самосовершенствование – это движущая сила моего интереса к фотографии.

ФОТО: Владислав Хейнонен