Потрудиться на Соловках

07.09.2021

Школьники Президентского физико-математического лицея № 239 (Санкт-Петербург) стали участниками музейной программы «Волонтёрское агентство». Их добрые намерения и воля воплотились в добровольческой помощи Ботаническому саду Соловецкого музея-заповедника.

Фото предоставлено из архива Президентского физико-математического лицея
Источник фото: из архива Президентского физико-математического лицея.
Источник фото: из архива Президентского физико-математического лицея.
Источник фото: из архива Президентского физико-математического лицея.
Источник фото: из архива Президентского физико-математического лицея.
Источник фото: из архива Президентского физико-математического лицея.
Источник фото: из архива Президентского физико-математического лицея.
Источник фото: из архива Президентского физико-математического лицея.
Источник фото: из архива Президентского физико-математического лицея.

Впервые обучающиеся Санкт-Петербургского физико-математического лицея приехали на Соловецкие острова в 2004 году. С этого времени начался отсчёт ежегодной летней соловецкой практики. Руководитель направления от лицея – Марина Александровна Левентуева. По её признанию, в школе развит туризм. Каникулярное время часто используется для совместных школьных поездок с познавательными, спортивными и волонтёрскими целями. Однажды, в этом ряду путешествий появились и Соловецкие острова.

Ежегодное знакомство школьников с архипелагом начинается, как правило, с большой «Соловецкой кругосветки». Это пеший поход на три дня с палатками вокруг северной части Большого Соловецкого острова. Группа делает привалы и стоянки у Секирной горы, на Новой Сосновке, а также у Водопойного озера. Подобная экспедиция – самый действенный способ непосредственного знакомства с природой архипелага, «погружения» в местную атмосферу.

Главная цель летней практики учеников физико-математического лицея в августе 2021 года – волонтёрская помощь Ботаническому саду Соловецкого музея-заповедника. Под руководством сотрудников отдела природы школьникам удалось сделать много полезного для благоустройства территории сада. Так, на Александровской горке была расчищена площадка для посадки хвойных деревьев, перенесены кусты смородины. Лицеисты привезли с собой три дерева (ель, можжевельник и тую), которые были высажены в саду. Ребята занимались мульчированием деревьев, собирали сено, кололи дрова и даже углубили земляную яму для подвала хозяйственной постройки. Трудились все с самоотдачей и энтузиазмом. Так, школьникам было поручено подготовить 30 ямок для высадки роз. В итоге было выкопано более 70 посадочных мест.

Помимо добровольческой помощи, в содержание практики входит историко-краеведческий компонент по теме «Параллели. Соловки – Санкт-Петербург». В течение всей смены на Соловецких островах, в вечернее время после трудовых часов, школьники посещали экскурсии, отправлялись в пешие и велосипедные путешествия, посещали аудиторные занятия образовательного центра Соловецкого музея-заповедника. Так, собирался материал по истории и природным достопримечательностям архипелага. В осенние месяцы, в начале учебного года он станет основой для написания школьных исследовательских работ. В предшествующие годы научные тексты лицеистов часто занимали призовые места на школьных и городских конкурсах. Также заметки и статьи о Соловках публиковались в лицейском журнале «Объективный взгляд».

Одним из финальных событий летней практики стала командная интеллектуальная игра «Соловецкие острова», подготовленная для школьников сотрудниками образовательного центра. Юные эрудиты соревновались в знаниях по истории, культуре и природному наследию Соловков и Белого моря. Игра не только выявила победителей, но и подвела некоторые итоги всей практики, помогла вспомнить и обобщить новые полученные знания.

Соловецкий музей-заповедник благодарит учеников и преподавателей Президентского физико-математического лицея за волонтёрскую помощь и надеется на продолжение сотрудничества в последующие летние сезоны.