«От своей свободы нельзя отходить»

29.06.2021

В преддверии открытия конференции «История страны в судьбах узников Соловецких лагерей» предлагаем вашему вниманию интервью с одним из участников, Валерием Антониновичем Поспеловым, внуком священномученика, доктором экономических наук, Президентом отделения продовольственной безопасности Международной академии информатизации.

ФОТО: В Поспелов
ФОТО: В. Поспелов
ФОТО: В. Поспелов

Выступление Валерия Антониновича состоится 1 июля, в рамках второго пленарного заседания, и раскроет тему «Влияние узника Соловецкого лагеря новомученика Александра Поспелова на нравственную и духовную позицию следующих поколений». Мы побеседовали с докладчиком накануне открытия конференции и попросили его поделиться своими впечатлениями, выводами, идеями.

- Валерий Антонинович, добрый день! Вы впервые на Соловецких островах? Вас связывает с Соловками память о Вашем деде или свой личный опыт?

На Соловках я уже в третий раз. И каждый раз добирался сюда по-разному. Первый раз мы шли из Мурманска в 1981 году с командой комсомольского актива на корабле «Мария Ермолова». Помню, на колокольне ещё была водружена красная звезда. Повсюду попадались мотки колючей проволоки, мы удивлялись, зачем она тут нужна. В то время я ещё не знал, что Соловецкие острова каким-то образом связаны с прошлым моей семьи. Тогда сталинские репрессии еще открыто не вспоминали и не обсуждали. Мы приехали с познавательными целями, посмотреть острова. Гуляли часов шесть в сопровождении нашего гида, в том числе прошли по озерам и каналам на вёсельных лодках – мы их тогда в шутку называли «садовыми скамейками». Нам сказали, что в местных озёрах почти нет рыбы. Мне это запомнилось. Два года назад мы были на Соловках во второй раз – отец-наместник попросил обратить внимание на возможность выращивания рыбы. Я приехал с идей разведения сиговых рыб, которые не требуют специального корма и не загрязняют озёра.

- Получается, каждый раз Вы открывали для себя Соловки по-новому? И при этом параллельно происходили какие-то изменения с Вами лично?

За те годы, которые прошли со времени моего первого знакомства с Соловецкими островами, мы узнали много нового. Я познакомился с историей своей семьи, которую раньше тщательно скрывали. Мы не знали о Поспелове Александре Васильевиче, о его брате Николае Васильевиче, не знали о Красовском Николае, их родственнике, о Крыловых, о Сахаровых. Они все из одного Владимиро-Суздальского уезда, все священнослужители, которые не отказались от веры, за веру православную пострадали и были расстреляны. А дедушка мой, Александр Поспелов, здесь в СЛОНе «отдыхал» (я так всем рассказываю) с 1929 по 1932 год. Мы случайно нашли свидетельства о его пребывании в лагере. Много лет назад мои друзья прислали мне фотографию надписи, вырезанной на крыльце деревянного Андреевского храма на Большом Заяцком острове. В 2019 году мы, наконец, предприняли вторую поездку на Соловки и попали на Заяцкий остров. И действительно, на крыльце церкви я обнаружил надпись «Поспелов», причём сделанную как будто моим почерком! Для меня это было как урок памяти. Мой прадед, дед, отец, а потом и я сам так писали. В том же году мы передали в Соловецкий монастырь икону священномученика Александра Поспелова

- Расскажите, пожалуйста, историю Вашего предка.

Мой дедушка, Александр Поспелов, священнослужитель, заключенный Соловецкого лагеря особого назначения, впоследствии был причислен к лику святых. В лагере он продолжал исповедовать и причащать. В том числе с этими целями бывал на Большом Заяцком острове, где находился женский штрафной изолятор. Возможно, в один из таких визитов он и вырезал памятную надпись. После Соловков он служил еще пять лет, а затем снова был арестован и за семь дней тройкой НКВД был приговорён к высшей мере наказания. 26 декабря 1937 года был расстрелян в Нижнем Новгороде. То есть мой дедушка до конца жизни, несмотря на внешние обстоятельства, стремился сохранить протоиерейство, свое божественное предназначение.

- Поделитесь, пожалуйста, с нашими читателями, к каким выводам Вы пришли при подготовке доклада.

Наши предки не отреклись от своих убеждений, не отказались от веры даже под страхом смерти. Несколько тысяч святых новомучеников пострадали за веру. Их потомки должны осознать, за что они погибли, чтобы нести этот свет дальше. Сейчас, например, неделя всех святых в России просиявших, то есть это праздник в честь всех святых. Почему же мы не отмечаем его широко, радостно и смело? Почему, оглядываясь на модную западную толерантность, мы не преподаём основы православия в школах? Почему мы стесняемся нашей собственной истории, своих традиций?

Сейчас мы находимся на войне. Материально у нас всё хорошо, но мы обделены духовно, мы нищие. Молодое поколение не является активными верующими. Это меня очень беспокоит.

- Что, по Вашему мнению, мы можем предпринять?

Мы должны бороться за молодёжь. Надо приветствовать детей в храме. Молодого человека, пришедшего в церковь, надо встречать празднично, открыто. Единственный наш православный телеканал и тот становится коммерческим. А таких каналов должны быть десятки для различной возрастной аудитории.

- Оказал ли влияние жизненный путь Вашего дедушки на Вас самого? В чём это выразилось?

В моей жизни А.В. Поспелов сыграл потрясающую роль. Это пример стойкости своих убеждений даже ценой жизни. Что бы ни случилось, никогда нельзя позволять смеяться над Богом, над верой, над церковью.

У меня девять крестников. Я советую им, своим детям и внукам вспоминать и фиксировать для себя те случаи, когда Бог посылал в помощь ангела-хранителя. Не в беде или в болезни, а когда жив и здоров, когда всё хорошо и благополучно, вспоминать такие случаи, чтобы не усомниться в вере. Лично мне мои святые предки часто подсказывают своим примером, как нужно жить. У меня появилось много верующих друзей и знакомых. Каждый день я воцерковляюсь глубже, становлюсь более верующим.

- Обращение к таким сложным темам, как репрессии, в обществе оценивается неоднозначно. Как Вы считаете, нужно ли заниматься такой «неудобной» историей? Нужны ли конференции и встречи, подобные нашей акции «Дни памяти»?

Если ты не знаешь собственной истории, будешь учить чужую. Или за тебя ее напишут другие. Тема репрессий не «неудобная», а неправильно поставленная. Строительство социализма – это попытка власти запугать людей, сделать их послушными рабами. В 1920-1930-е годы не только создавалось новое государство, происходила осознанная и планомерная замена религии новой идеологией коммунизма. Недаром, моральный кодекс строителей коммунизма построен на той же идеологической основе, что и заповеди Божии. При возведении здания нового общества главным строительным материалом был страх. Страх был необходим, чтобы заставить людей фискалить, доносить друг на друга, чтобы брат пошёл на брата, друг на друга, сын на отца и т.д. Это была политика вытравливания из людей памяти, свободы, наследственности. Две мировые войны не смогли так запугать нас, как страх перед репрессиями. Этот страх был так глубоко нам привит, что продолжает влиять на нас даже сейчас, спустя годы и поколения.

Можно, конечно, свести всё к экономическим показателям. В рекордно короткие сроки бесплатным трудом заключенных был построен Беломоро-Балтийский канал. Но не в этом суть. Главное в том, что несвободные люди сделали это из страха. В этом самая большая опасность. От своей свободы нельзя отходить.

Такая конференция, как «История страны в судьбах узников Соловецких лагерей», организуемая Соловецким музеем-заповедником и Соловецким монастырём, должна быть известна не только в России, но и во всём православном мире: на Афоне, в Греции, на Кипре. Надо рассказывать о трагедии и о славе наших молитвенников. Это пример служения Родине, вере, традиционным ценностям.

- Что бы Вы пожелали участникам нашей конференции?

Я бы хотел пожелать участникам быть искренними и честными. Это тот редкий случай, когда мы все вместе находимся на острове, ставшем кладбищем для многих людей. Они несли с собой доброе слово. Наша задача – передать его следующим поколениям.

Есть у меня еще одно предложение. Надо создать организацию, которая объединила бы между собой потомков новомучеников. Почему мы не встречаемся в течение года, чтобы обсуждать эту важную для всех нас тему? Если бы мы сами объединились и сплотили вокруг себя молодёжь, вместе мы бы смогли понять, почему в нашей истории происходили такие события, как сталинские репрессии, и самое главное – постарались не допустить их повторения.