Научный сотрудник Соловецкого музея-заповедника выступила с докладом на «Екатерининских чтениях»

11.12.2023

Научный сотрудник музея Анна Петровна Яковлева приняла дистанционное участие в «Екатерининских чтениях», которые прошли 7-8 декабря в г. Калининграде. Основная тема духовно-просветительского мероприятия – женское служение.

Фото: Калининградский историко-художественный музей.
Фото: Калининградский историко-художественный музей.
Фото: Соловецкий музей-заповедник.
Н.М. Фредерикс в Петербурге,1891 г. ГАРФ
Н.М. Фредерикс в Соловецком лагере, УФСБ РК

Её доклад «Подвиг милосердия. Узница соловецких лагерей Наталья Модестовна Фредерикс» был посвящен баронессе, фрейлине трех последних российских императриц, закончившей  свой жизненный путь в Соловецком лагере особого назначения. Наталья Модестовна родилась в  1864 г. с. Знаменовка Екатеринославской губернии (ныне Донецкая обл.).  Вся ее жизнь была посвящена служению ближним.  Баронесса жертвовала средства для помощи обездоленным - была одной из соучредительниц Крестового благотворительного общества, которое помогало неимущим жильем, одеждой и всем необходимым, строило дома дешевых квартир и богадельни. Она участвовала в работе Комитета Великой княгини Елизаветы Федоровны, помогавшего семьям лиц, призванных на войну; нескольким односельчанам построила дома; во время голода в Черноземье в начале 1890-х гг. жертвовала на благотворительные столовые.

После Октябрьского переворота Наталья Модестовна жила в Петербурге; закончив медицинские курсы, работала операционной в Царскосельском лазарете, была прихожанкой Свято-Сергиевского храма на Литейном проспекте и участницей братства при нем. Во время гонений на церковь первых послереволюционных лет возникло немало таких братств, только в Петрограде их было более 20. Братства сплачивали верующих, помогая противостоять гонениям. В феврале 1924 г. петроградские братства были разгромлены и 35 братчиков приговорили к заключению в Соловецком лагере.

60-летнюю баронессу определили на самую тяжелую женскую лагерную работу – кирпичный завод, а на жительство – в женбарак в одну камеру с воровками, проститутками, контрабандистками.  О пребывании Натальи Модестовны  в  лагере в книге «Неугасимая лампада» пишет Борис Ширяев: «Став каторжницей, она признала себя ею и приняла свою участь как неизбежность, как крест, который надо нести без ропота, без жалоб и жалости к себе. Самообладание, внутренняя дисциплина, выношенная в течение всей жизни, спали баронессу от унижения. Не показывая своей несомненной усталости, она дорабатывала до конца, а вечером, как всегда, долго молилась, стоя на коленях перед образком. Она не чуждалась никого из своих сожительниц, разговаривая совершенно одинаковым тоном и с княгиней Шаховской и с воровкой Сонькой Глазок».

Во время эпидемии тифа Наталья Фредерикс одной из немногих пошла в тифозный барак ухаживать за больными.  Вскоре заразилась, но отказалась лечиться, сказав, что в ее годы от тифа не поправляются и что она еще несколько дней может послужить людям.

Умерла Наталья Модестовна 30 марта 1926 года. В 1991 году она была реабилитирована. В 1981 г. Православной Церковью Заграницей причислена к лику святых.

При подготовке доклада были использованы как ранее известные материалы о Н.М. Фредерикс, так и недавно обнаруженные в Государственном архиве Российской Федерации  письма и фотографии, а также материалы лагерного дела из архива УФСБ Республики Карелия.