"Море, небо, острова": о каникулах в музее

04.04.2023

Отправиться в плавание по Белому морю зимой, создать свое уникальное здание или построить целый поселок будущего? Возможно! - что доказали ребята из Соловецкой средней школы - участники музейно-образовательной программы Соловецкого музея-заповедника «Море, небо, острова», которая прошла на Соловках в дни весенних школьных каникул.

Фото: Н.Ефимова
Фото: Н.Ефимова
Фото: Н.Ефимова
Фото: Ю.Б. Гендлин
Фото: Ю.Б. Гендлин
Фото: Ю.Б. Гендлин
Фото: Ю.Б. Гендлин
Фото: Ю.Б. Гендлин
Фото: Ю.Б. Гендлин

В течение четырех дней учащиеся 1-4 классов приходили в музей, чтобы отдохнуть, поучаствовать в творческих экспериментах, узнать не только новое, но и поделиться своими знаниями с друзьями и сотрудниками музея. Вместе юные соловчане попытались осмыслить место, в котором живут, а также воплотить образы Соловков в доступных творческих техниках и материалах.

На первой встрече участники программы вместе с музейными педагогами поговорили о соловецких чудесах, включающих в себя памятники архитектуры, гидротехнические сооружения, природные достопримечательности, представителей животного и растительного мира Соловков. Ребята пополнили багаж знаний о том, что их окружает, а затем с помощью красок и необычного инструмента – парафиновой свечки – изобразили на бумаге свои любимые соловецкие места и объекты.

Героем второй встречи стал соловецкий камень-валун, который на Соловках можно встретить повсюду – не только под ногами, но и над головой! На занятии ребята узнали, откуда на Соловках столько камней, и как люди придумали их использовать. Следуя примеру своих изобретательных предков, они создали уникальные инженерные конструкции, используя простые материалы – деревянные зубочистки и пластилин. Мосты, жилые дома, небоскребы, аэропорты, морские дамбы, крепости – вот далеко не полный список того, что ребятам удалось воплотить.

На третьем занятии речь шла о море, которое окружает Соловки со всех сторон. У каждого жителя архипелага свои отношения с этой стихией: кого-то море манит, а кого-то пугает, для одних море – безжизненная пустыня, для других - «поле», дающее богатый «урожай». Море – своеобразная граница, воображаемая и реальная. Мы же поговорили о море как о способе связи, дороге, которая на протяжении веков и, даже тысячелетий, связывала Соловки с большой землей. Вместе с сотрудниками музея ребята рассмотрели основные виды «соловецкого» морского транспорта - от древних лодок-берестянок до современных теплоходов, а после – с помощью морского пейзажа, выполненного в технике коллаж, и «театра теней», созданного с использованием обычного бумажного стаканчика, отправились в плавание.

Заключительная встреча программы была посвящена поселку Соловецкий. Ребята узнали, сколько лет поселку, из каких улиц он состоит, вспомнили необычные и вполне обычные, но любимые здания, расположенные в поселке, поговорили о их функции, форме, цвете и архитектурных деталях. Затем каждому предстояло стать архитектором и построить свой поселок Соловецкий, который с легкостью мог бы поместиться на ладошке. В миниатюре ребята воссоздали не только существующие объекты, но и пофантазировали на тему будущего поселка, в котором есть бесплатные кафе для друзей, метро, летающие машины, фонтаны и ветеринарные клиники.

Приятным завершением программы для ребят стало торжественное награждение сертификатами и подарками, а для организаторов – неподдельные радостные эмоции участников и желание ребят вновь стать частью подобного проекта!

Выражаем искреннюю благодарность учителям и директору Соловецкой средней школы Елене Леонидовне Пудовой за помощь в организации программы, а также благодарим родителей за доверие и интерес к работе Соловецкого музея-заповедника!