Литораль – совершенно особая экосистема

21.09.2021

Литораль представляет собой границу двух миров – моря и суши. Флора и фауна такой экосистемы особая, организмы приспосабливаются к резкой смене условий обитания. Об этих и других особенностях жизни прибрежной зоны Белого моря узнали обучающиеся студии свободного образования «Стрижи» в рамках проекта «Жизнь на границе двух миров-2».

Автор фото: Е. Мазилова. Источник фото: из архива Соловецкого музея-заповедника.
Автор фото: Айгуль Ионова. Источник: из архива Соловецкого музея-заповедника.
Автор фото: Айгуль Ионова. Источник: из архива Соловецкого музея-заповедника.
Автор фото: Айгуль Ионова. Источник: из архива Соловецкого музея-заповедника.
Автор фото: Айгуль Ионова. Источник: из архива Соловецкого музея-заповедника.
Автор фото: Айгуль Ионова. Источник: из архива Соловецкого музея-заповедника.
Автор фото: Айгуль Ионова. Источник: из архива Соловецкого музея-заповедника.
Автор фото: Айгуль Ионова. Источник: из архива Соловецкого музея-заповедника.
Автор фото: Айгуль Ионова. Источник: из архива Соловецкого музея-заповедника.
Автор фото: Айгуль Ионова. Источник: из архива Соловецкого музея-заповедника.

Впервые преподаватели и ученики студии «Стрижи» побывали в Соловецком музее-заповеднике и на Соловецких островах в 2018 году с одноименным проектом. Начало исследования прибрежной полосы Белого моря было положено уже тогда. В этом году руководитель проекта Наталья Михайловна Махнович стала победителем конкурса музейно-образовательных проектов Соловецкого музея-заповедника, что позволило продолжить исследовательскую работу с детьми.

Цель проекта «Жизнь на границе двух миров-2» – формирование экологических знаний и навыков исследовательской деятельности детей в ходе изучения прибрежных донных сообществ экосистем Большого Соловецкого острова. Совместно с образовательным отделом Соловецкого музея-заповедника была составлена программа практики, позволяющая решать поставленные задачи. В неё вошли как полевые натурные исследования, так и аудиторные занятия, а также экскурсии, мастер-классы, походы, волонтёрские работы, игры и многое другое.

Первичную теоретическую подготовку по теме исследовательской работы провели сотрудники образовательного центра Соловецкого музея-заповедника в форме интерактивных занятий. На них ребята узнали о географическом положении, геологическом происхождении, погодных и климатических режимах, разнообразии флоры и фауны Белого моря и Соловецких островов. Параллельно происходило знакомство с историей и основными достопримечательностями Соловков. Обзорная экскурсия, путешествие на Большой Заяцкий остров, командная игра «Соловецкая крепость», прогулки к Переговорному камню и на Филипповские садки – всё это позволило значительно расширить кругозор юных исследователей.

Конечно, основную часть практики составило натурное изучение литорали, которое прошло под руководством Натальи Махнович. На протяжении всего пребывания группы на Соловках ее участники вели дневники, в которые записывали получаемую в процессе путешествия информацию и результаты полевых исследований. В дневнике каждый ребёнок фиксировал маршрут, описывал погоду и свою деятельность, перечислял новые узнаваемые факты и совершенные находки. В процессе исследования литорали участники группы обменивались результатами наблюдений, совместно подсчитывали количество животных на одном квадратном метре.

Важным практическим опытом для ребят стала волонтёрская помощь в Ботаническом саду Соловецкого музея-заповедника. Они выполнили ряд работ и поручений по благоустройству территории в осенний период.

Образовательная часть практики завершилась с помощью обобщающей командной игры «Соловецкие острова». Для участников группы это была возможность продемонстрировать приобретенные знания о природном разнообразии, историческом и культурном наследии Соловецкого архипелага. Все ребята получили сертификаты участника Летней культурно-экологической школы Соловецкого музея-заповедника.

В ходе практики участники проекта научились вести полевые записи и дневники, выполнять биологические рисунки. Все вместе они составили гербарий водорослей и сосудистых растений, собрали коллекции раковин моллюсков – обитателей литорали.

После возвращения домой обучающиеся студии свободного образования «Стрижи» продолжат работу над проектом «Жизнь на границе двух миров-2». В планах у ребят и преподавателей разработать детский карманный определитель животных и растений литорали.