Летняя школа САФУ на Соловках

01.09.2020

Летняя школа по теме «Комплексное развитие территории с уникальным природным и историко-культурным наследием на примере Соловецкого архипелага» состоялась на Соловецких островах в конце августа.

Фото: С. Тюкина
Фото: О.Руссова
Фото: О. Руссова
Фото: С. Пологлазкова
Фото: С. Пологлазкова
Фото: С.Тюкина
Фото: С.Тюкина
Фото: С.Тюкина

Накануне начала нового учебного года студенты и магистранты Северного (Арктического) федерального университета вернулись с Соловецкого архипелага, где они в течение недели принимали участие в научно-исследовательском и практико-ориентированном проекте.

Летняя школа проводится при поддержке Агентства по развитию Соловецкого архипелага на основе выигранного конкурсного гранта на поддержку проектов регионального значения в сфере образования и науки на Соловецком архипелаге. Партнёрами по реализации Школы в 2020 году выступили:

  • ФГБУК «Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник»
  • АРОО «Товарищество северного мореходства»
  • Соловецкий Спасо-Преображенский мужской ставропигиальный монастырь

Цели ежегодной Летней школы, которая проводится с 2014 года, а с 2015 года совместно с Высшей школой экономики (Москва, Санкт-Петербург), заключаются в предоставлении обучающимся опыта проектной работы, а также разработке практико-ориентированных, социально-значимых проектных предложений, соответствующих стратегическим направлениям развития Соловецкого архипелага.

В 2020 году, из-за действующих ограничений в связи с неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуацией, привычный формат Школы претерпел некоторые изменения. Так, студенты Высшей школы экономики не смогли принять участие в практике. Большинство тематических лекций состоялось в онлайн-формате, накануне выезда на архипелаг. Однако, несмотря на все организационные сложности, программа Летней школы была реализована. Над проектными идеями трудилось шесть студенческих групп по следующим тематическим направлениям:

1) изучение антропогенного влияния на природные водоёмы Большого Соловецкого острова,

2) разработка ряда учебных и методических материалов об инженерных объектах монастыря для посетителей Соловецкого музея-заповедника, для школьников и студентов,

3) проведение серии глубинных интервью в фокус-группах молодежи по сравнению восприятия пандемии на материке и на острове,

4) продолжение работы по созданию виртуальных экспозиций Соловецкого музея-заповедника,

5) разработка и апробация квест-игры в контексте изучения школьных тем по истории Архангельского Севера в период XVII века,

6) изучение музыкальной культуры и культурно-досуговой деятельности заключённых на Соловках в период лагерей 1923-1939 гг.; подборка музыкального сопровождения для музейной экспозиции «Соловецкие лагеря и тюрьма особого назначения».

Неделя «полевой» работы на Соловецких островах оказалась очень интенсивной, насыщенной и интересной. Благодаря переносу теоретических занятий и лекций в онлайн-режим, в программе Школы появилось дополнительное время для экскурсий, походов, мастер-классов. Так, участники посетили Большой Заяцкий остров, совершили путешествие на остров Муксалма, соединённый с Большим Соловецким валунной дамбой XIX века, приняли участие в мастер-классах по мезенской росписи, основам гончарного дела и соловецким изразцам в Школе ремёсел Соловецкого музея-заповедника, прошли игровой тренинг по созданию интеллектуальных игр.

Работа над проектными темами будет продолжена в группах в течение предстоящего учебного года. А уже в конце октября – начале ноября состоится защита проектных разработок, на которой будут представлены достигнутые результаты.