К Дню Военно-морского флота

26.07.2020

Традиционно в последнее воскресенье июля в России отмечается День военно-морского флота. Соловецкий музей-заповедник поздравляет с праздником всех, кто связал свою жизнь с морем и кто с достоинством чтит славные боевые традиции российского флота!

Участники Летней Соловецкой школы юнг. Морской ход на Большой Заяцкий остров.
Капитан I ранга Н.Ю. Авраамов -  начальник СШЮ ВМФ в 1943-1944 гг. Соловки, 1944 г.
С.С. Шахов - комиссар СШЮ ВМФ в 1943-1945 гг.
Землянки Школы юнг ВМФ в районе Савватьево. Фото 1943-1945гг.
Занятия радистов СШЮ ВМФ. Фото 1942-1944 гг.
Будущие боцманы на занятиях по такелажному делу.  Савватьево. Июль 1944 г.
Свидетельство Н.Д. Батищева об окончании ШКОЛЫ ЮНГОВ ВМФ. 1943 г.
Юнги Соловецкой школы юнг в Савватьево. Кадр из киножурнала «Пионерия». Соловки. 1943 г.

В этот день мы продолжаем публикацию материалов в рамках цикла к 80-летию образования Учебного отряда Северного флота на Соловецких островах. В седьмом выпуске мы расскажем вам о Соловецкой школе юнг, существовавшей на Соловках в 1942 – 1945 гг., ее командно-преподавательском составе, учебном процессе и известных выпускниках.

Учебный отряд Северного флота: Школа юнг

Одним из подразделений Учебного отряда Северного флота была Школа юнг, сформированная по приказу Народного комиссара Военно-морского флота Н.Г. Кузнецова № 108 от 25 мая 1942 г.

В 1942-1945 гг. Школой руководили капитан 2 ранга Н.И. Иванов, капитаны 1 ранга Н.Ю. Авраамов и С.Н. Садов. С января 1943 г. заместителем начальника Школы юнг по политической части был капитан 3 ранга, более известный как «комиссар школы» С.С. Шахов. Штат преподавателей укомплектовали опытными специалистами-воспитателями Учебного отряда, многие из которых уже воевали с врагом на кораблях Военно-морского флота СССР.

В связи с острой нехваткой на острове капитального жилья и помещений для занятий Школа юнг была дислоцирована в бывшем Савватиевском скиту. Каменный келейный корпус, здание церкви Смоленской Божией Матери и двухэтажное деревянное здание отвели под учебные классы и жилье для командно-преподавательского состава. Летом 1942 г. юнги 1 набора жили в палатках, к началу ноября в полутора километрах от скита, руками юнг и курсантов других школ Учебного отряда были построены более 30 землянок. Каждая землянка-кубрик рассчитана на 52 человека. В них были сколочены нары в три яруса и установлены печки-буржуйки. В 400-500 м от Савватьево расположились столовая на 500 мест, камбуз, хлебопекарня, санитарная часть. На горе Секирной находились продовольственные и вещевые склады, а также склады боепитания. В Трещанской губе была устроена шлюпочная станция с пирсом длиной 150 метров, где проводили практические занятия на шлюпках в открытом море.

За одиннадцать месяцев воспитанники должны были освоить свою специальность, общевойсковую подготовку, военно-морское дело и общеобразовательные предметы.

Материальной частью и оборудованием Школа юнг была обеспечена довольно плохо. Кабинеты моторно-дизельного цикла не имели ни одного действующего мотора. При обучении мотористов ТК и мотористов-дизелистов Школа пользовалась кабинетами Электромеханической школы, входящей в состав Учебного отряда. Артиллерийские и торпедные электрики пользовались кабинетами школы Оружия. В кабинете штурманских электриков не было эхолота КЭП-3, лага «Гаус», радиопеленгатора «Бурун-К», гирорулевого «Угорь» и гирокомпаса «Гиря».

Радисты в Школе юнг изучали схемы и наладку разных приемников и передатчиков, флажный семафор и азбуку Морзе. К концу года многие из них принимали на слух и передавали в эфир не менее 100 знаков в минуту. Рулевые прокладывали курс корабля и определяли его местонахождение в море, работали со сложными навигационными приборами. Боцманы учились плести маты и кранцы, сращивать тросы и вязать морские узлы. Необходимо было знать не только строение современных кораблей, но и старинных парусных судов, уметь управлять парусами. В свидетельстве об окончании Школы юнг по специальности боцман флота значатся следующие дисциплины: морское, рулевое, сигнальное, такелажное и легководолазное дело, военно-морская организация, строевая и тактическая подготовка, политзанятия, уставы, русский язык, математика, физика, география, черчение.

Юнги, прибывшие в Школу из промышленных районов, отличались большим развитием. Многие из них окончили до поступления в Школу ремесленные училища, работали на заводах и фабриках токарями, имели другие профессии. Несмотря на трудности, абсолютное большинство юнг окончили школу на «4» и «5».

За три выпуска Школа юнг обучила 946 радистов, 716 мотористов торпедных катеров, 635 рулевых, 607 боцманов и 534 электрика надводных кораблей, 360 артиллерийских и 139 торпедных электриков, 124 моториста-дизелиста, 50 штурманских электриков. Итого: 4111 человек. По разрядам: 1 разряд – 2561 человек – 62,6%, 2 разряд – 1275 человек – 30,8%, 3 разряд – 275 человек – 6, 6%.

Соловецкие юнги воевали на кораблях Северного, Балтийского, Черноморского, Тихоокеанского флотов, а также Амурской, Беломорской, Волжской, Дунайской, Днепровской, Каспийской и Онежской флотилий.

За подвиги, совершенные на войне с Японией в августе 1945 г., звание Героя Советского Союза было присвоено выпускнику Школы юнг Владимиру Моисеенко. Легендарным стало имя кавалера двух орденов Александра Ковалева, который спас экипажи двух торпедных катеров в бою против немецких сторожевых кораблей в мае 1944 г. Семеро юнг были награждены орденом Красного Знамени, более 150 человек – орденами Отечественной войны I и II степени, 130 человек – орденом Красной Звезды, сотни юнг – медалями Ушакова, Нахимова и другими наградами.

Выпускники Школы юнг плодотворно трудились и в послевоенное время. Звание Героев Социалистического Труда присвоено В.И. Бабасову, М.Т. Балуеву, Л.К. Павловскому, С.Н. Савину. Лауреатами Государственной премии стали заслуженные изобретатели Николай Махотин и Марс Валидов. Валентин Пикуль широко известен в России и за рубежом как автор десятков исторических романов. Геральд Матюшин и Александр Арбузов стали докторами наук, Борис Штоколов – народным артистом СССР, Павел Шибанов – известным геологом, Евгений Горячев и Юрий Мошкин – художниками, Виталий Гузанов - журналистом, киносценаристом и писателем. Соловки и служба на флоте заложили прочный фундамент их дальнейшей жизни.

Продолжение следует…