Итоги работы Летней школы САФУ на Соловках

01.09.2023

30 августа состоялась предзащита проектов 4 направлений работы десятой Летней школы Северного (Арктического) федерального университета на Соловках. Сквозной темой этой школы были «Диалоги». 

Фото: пресс-служба Летней школы САФУ.
Фото: пресс-служба Летней школы САФУ.
Фото: пресс-служба Летней школы САФУ.
Фото: пресс-служба Летней школы САФУ.
Фото: пресс-служба Летней школы САФУ.
Фото: пресс-служба Летней школы САФУ.
Фото: пресс-служба Летней школы САФУ.
Фото: пресс-служба Летней школы САФУ.
Фото: пресс-служба Летней школы САФУ.

Такой содержательный диалог состоялся и в конференц-зале Петербургской гостиницы. Для студентов это был волнительный момент завершения первого этапа работы и презентации результатов исследования, а для сотрудников музея и жителей острова, пришедших на встречу - возможность обсудить перспективы применения проектов и идей участников Летней школы, познакомиться с потенциальными кадрами. Кроме того, специалисты Соловецкого музея-заповедника высказали свои замечания, что будет учтено проектными мастерскими при доработке проектов. Итоговая защита состоится в Архангельске в ноябре-декабре.

За неделю пребывания на Соловках студенты успели многое: в расписании школы экскурсии и лекции виртуозно сочетаются с самостоятельной исследовательской работой и украшаются прогулками и мастер-классами в Школе ремёсел Соловецкого музея-заповедника. В этом году в программу школы добавился интенсив по современному искусству, который провела сотрудник Центра социальных инновация (г. Архангельск) Сусанна Воюшина. Такая разнообразная программа позволяет чередовать занятия и активизирует сознание, даёт возможность общаться друг с другом, используя разные каналы восприятия. Это даёт синергетический эффект: студенты разных направлений обмениваются опытом и появляются междпредметные связи, что делает процесс более цельным.

Тем не менее, каждая группа пришла к своим собственным результатам. Архитекторы и инженеры создали основу для виртуального тура по Ботаническому саду, отсняв все основные объекты на 3-D камеру. Когда он будет доработан, его можно будет разместить на сайте Соловецкого музея-заповедника, что позволит расширить аудиторию, подчеркнул Евгений Тютюков, заместитель директора Соловецкого музея-заповедника по экскурсионному обслуживанию.

Группа студентов направления «Биотехнологии» сделала анализ проб воды в точках ежегодного мониторинга. Анализ показал увеличение мутности, что может быть связано со сбросом загрязняющих веществ. В ходе предстоящих лабораторных работ будут получены маркерные показатели, характеризующие антропогенное воздействие.

Живую дискуссию вызвала презентация команды «Педагогическое проектирование», которая занималась проектом развития культурно-образовательного центра в посёлке Соловецкий. Студенты представили результаты интервью, рассказали о плюсах и минусах предполагаемых мест размещения центра, проанализировали потребности разных групп целевой аудитории на основе встреч с местными жителями и детьми. В дальнейшем программа этих занятий будет доработана и реализована при участии в том числе студентов других направлений. Это является непременным условием продолжения работы образовательного центра до обретения им помещения и поможет сформировать команду его сотрудников.

Группа медиа-мастерской, как самая многочисленная, представила сразу три проекта. Запущенный в прошлом году бот в Telegram был улучшен и дополнен до возможности использования его как самостоятельного продукта. Начальник отдела реставрации и ремонта Соловкцкого музея-заповедника, Ольга Юрьевна Вострокнутова, предложила добавить туда материалы, согласованные с сотрудниками музея, углубив содержание бота.

Другая подгруппа показала тизер учебного фильма, посвящённого истории Соловков. Студенты рассказали о том, где и как они проводили съёмки, какой материал выбрали для содержания фильма. Главной их целью является отразить влияние духовной и исторической памяти Соловков на настоящую и будущую жизнь архипелага. Авторы фильма совместно с руководителем группы режиссёром Алексеем Свиридовым ставят вопрос о том, как подрастающее поколение может учитывать сложность религиозно-исторического контекста Соловков в своей жизни и поступках.

Наконец, в финальной презентации съёмочная группа фильма о Летней школе рассказала о том, в чём по их мнению заключается феномен летней школы и о том как из этого понимания строился сценарий фильма. Премьера его состоится на итоговой защите проектов в ноябре.

Фото: пресс-служба Летней школы САФУ.