«Школа юного музейщика» - музейно-образовательный проект Соловецкого музея-заповедника, направленный на предпрофессиональную подготовку школьников. Реализуемый уже пятый год, проект даёт возможность ребятам из Соловецкой средней школы, а также юным гостям архипелага, - учащимся 5-11 классов - познакомиться с особенностями музейной жизни и спецификой музейных профессий.
Третий год подряд Соловецкий музей-заповедник организует и проводит Школу совместно со студентами и преподавателями Географического факультета Московского педагогического государственного университета. В совместных играх, походах, занятиях, исследованиях оттачиваются необходимые навыки, приобретается новый опыт, налаживается командная работа, формируется дружеская атмосфера и доброжелательный настрой. Взаимодействие разных возрастных групп внутри одного проекта даёт свои плоды: студенты приобретают опыт педагогической работы, для детей – это приятный вариант «мягкого» наставничества, для Соловецкого музея-заповедника – методическая и организационная поддержка.
Центральной темой «Школы юного музейщика» в текущем году стало природное наследие Соловецкого архипелага. В течение пяти дней, помимо теоретической подготовки, школьники вместе с наставниками занимались разработкой экологической тропы и созданием материалов для рабочей тетради «Дневник путешественника». Предполагается, что тетрадь послужит образовательным продуктом для юных туристов, приезжающих на Соловецкий архипелаг и желающих лучше познакомиться с природным миром этого уникального места.
Занятия в «Школе юного музейщика» начались со вступительной презентации, которую провёл Владимир Викторович Литвиненко, старший преподаватель кафедры экологии и природопользования географического факультета МПГУ. Затем с помощью игр участники Школы смогли познакомиться и лучше узнать друг друга. Завершил первый день Школы квест по историческим и природным станциям на территории поселка. Наградой в нем стали вкусные призы для всех его участников.
Последующие дни Школы ребята и наставники провели «в поле» - на маршруте, пролегающем по юго-западному побережью Большого Соловецкого острова. Студенты в формате экскурсии рассказали юным натуралистам о природных достопримечательностях, встречающихся на пути, - о таежных и тундровых растениях, приливных и отливных явлениях, животном мире литорали, каменных породах, имеющихся на Соловках, а сотрудники музея познакомили ребят с исторической составляющей маршрута – каменными лабиринтами и с оборонительными сооружениями времен Учебного отряда Северного флота. Параллельно велась плодотворная проектная работа по разработке рабочей тетради. Ребята вместе придумывали задания и трудились над ее художественным оформлением. Так, в результате этой работы у Соловков появился свой природный талисман – лисёнок Георгий, который будет «жить» на страницах тетради и помогать гостям архипелага знакомиться с природным миром островов. Каждый «походный» день завершался весёлыми пикниками и подвижными играми на свежем воздухе.
Первый вариант рабочей тетради был успешно апробирован на финальном дне Школы. В него вошли творческие задания, разработанные детьми, с помощью которых юные посетители Соловков смогут самостоятельно познакомиться с островами, а также рисунки ребят. Надеемся, что воспользоваться «Дневником путешественника» гости архипелага смогут уже в следующем летнем сезоне.
Фото: Соловецкий музей-заповедник.