Интервью с Марией Маханько

19.07.2021

Продолжаем публикацию бесед с участниками VII научно-практической конференции «История страны в судьбах узников Соловецких лагерей».

Мария Александровна Маханько – кандидат искусствоведения, сотрудник ЦНЦ «Православная энциклопедия» (Москва). На конференции Мария Александровна выступила с докладом по теме: «Александр Иванович Анисимов и памятники искусства Древней Руси в Казанском крае (материалы Второй Волжской экспедиции 1919 г. и публикации 1920-х гг.)». Об удивительных открытиях, сделанных участницей конференции во время работы над темой, а также о том, какова роль личности в сохранении историко-культурного наследия – в сегодняшнем интервью.

Расскажите, пожалуйста, подробнее о выбранной Вами теме. Как давно Вы ей занимаетесь? Чем вызван Ваш интерес?

Интерес к теме, во многом, вызван тем, что я родилась в Казани. Искусствовед по образованию я работаю по профессии всю жизнь с окончания университета в 1995 году, практически не отвлекаясь. С 2002 года я сотрудник «Православной энциклопедии», где занимаюсь исследованием церковного искусства, иконописью, ее историей и судьбами икон. В 2011 году, работая над статьей, посвященной искусству Казанской епархии средневекового и синодального периодов, я вышла на статью А. И. Анисимова об иконах на Казанской земле. Я прочитала ее, и она меня восхитила. Чуть позже, когда я приехала в Соловецкий музей на конференцию по археологии и где узнала о конференции «История страны в судьбах узников Соловецких лагерей», я, конечно, вспомнила про А. И. Анисимова и его малоизученную статью. Мне показалось интересным - предложить свой взгляд на научное наследие А. И. Анисимова – одного из тех, кто претерпел испытания в Соловецком лагере особого назначения. Так состоялись мое участие в конференции и доклад.

Случались ли в Вашей исследовательской деятельности, в частности, в работе над этой темой, удивительные открытия? Может быть, какие-то факты поразили Вас больше всего?

Моя жизнь, как и жизнь любого верующего человека, состоит из ряда открытий, череды чудес. Для меня было чудом, что Александр Иванович уже в 1919 году замечал самые лучшие иконы, самого высокого качества, самые древние в Среднем Поволжье и в Казани. Он как будто предчувствовал тот труд, который должна была проделать и я: задачу своей земной жизни как ученого я вижу в том, чтобы составить некоторую работу о церковном искусстве Казанского края. Чудо - совпадение наших с ним взглядов, то, что его внимание привлекали своей древностью и красотой те же самые иконы.

Я чувствовала, что и его жизнь сопровождается чудесами. В 1919 году он находит во Введенском соборе Чебоксар и описывает список Владимирской иконы Божьей Матери, которым в 1555 году Святитель Гурий благословил город Чебоксары; в 1920 году Анисимов пишет о ней в упомянутой выше статье; а в 1928 он публикует большое исследование о раскрытии Владимирской чудотворной иконы Божьей Матери – главной святыни Руси, за реставрацией которой он наблюдал в 1918–1919 годах. Если мы вспомним, в 1929 году Максимилиан Волошин посвятил А. И. Анисимову стихотворение, связанное с Владимирской иконой… Можно подумать, что Владимирская икона его вела, приближала к себе. Эта тема проходила через всю жизнь Александра Ивановича. Сами слова, краткие характеристики того, что видел А. И. Анисимов – чудо, потому что во многих случаях от увиденных им памятников Чебоксар, Казани, Свияжска остались лишь сделанные им описания.

Кто Ваш «идеальный» читатель? Кто является целевой аудиторией Ваших исследований и публикаций?

Мои первые читатели, конечно, – мои коллеги. Иногда это единственные читатели: я ученый, который работает с определенным кругом источников, говорит на специфическом языке (хотя я стараюсь не спекулировать терминологией), говорит о таких вещах и деталях, которые не открываются всем сразу. Также моя аудитория – это все интересующиеся церковным искусством, средневековым искусством Московской Руси – той малой части нашей Родины, которая концентрировалась вокруг Москвы, и «большой» Родины: с XVI века Казань – это тоже часть России. Круг моих читателей – это люди, близкие мне по духу. Конечно, я хотела бы, чтобы главными моими читателями были мои дети. Они еще школьники, но часто вместе со мной они переживают рождение моих текстов.

Мне очень хочется, чтобы кто-нибудь читал за нами наши труды, чтобы все, что мы создали, было использовано. Будут ли это туристические маршруты, будет ли это сказка на ночь – я приветствую абсолютно любые жанры. Главное, чтобы это было связано с любовью к тем местам, о которых я рассказываю.

Ваш доклад был посвящен Александру Ивановичу Анисимову, который сыграл огромную роль в сохранении историко-культурного наследия. Как Вы в целом оцениваете роль отдельно взятой личности в этом процессе (как в тот непростой период, связанный с революционными потрясениями 1917 года, так и в современной России)?

Эта очень сложная тема. С одной стороны, Александр Иванович Анисимов и все реставраторы, ученые, были очень воодушевлены новыми возможностями: теперь Церковь не может спрятать от них древние иконы, теперь они, в каком-то смысле, стали хозяевами положения. Они могут заниматься реставрацией, будут применять реставрационные технологии своего времени и смогут, наконец, узнать, когда была создана та или иная икона. Они отправились по Волге в регион, который еще даже не отошел от Гражданской войны, где творились ужасы, но А. И. Анисимов об этом не пишет: он плывет туда с конкретной целью – изучить древние иконы Казанского края. Эта свобода научного творчества в первые годы после революции чрезвычайно искусила ученых, и они поддались ей, не заметив, как быстро все то, что им было важно и интересно, было отвергнуто. Когда Александр Иванович оказывается в заключении, даже там на положении заключенного он пытается заниматься реставрацией, но у него на глазах ломают отреставрированные им иконы. В постоянном витке провокаций и искушений, испытывая мучения, Александр Иванович не замкнулся в эгоистическом переживании. Он пришел к понимаю того, что это воля Божья, справедливая в отношении него и в целом образованных людей того времени. Произнося такие слова, он демонстрировал свое великодушие, свою духовную одаренность. На мой взгляд, роль личности в науке, в сохранении наследия, также важна, как и в христианском становлении. В этом смысле, Александр Иванович – образец для подражания. Ему много было дано, и он успел этим воспользоваться. Он сохранил достоинство, сохранил лицо, никого не осуждая, претерпевая страшные муки – для нас это великий образец.

Каковы, на Ваш взгляд, качества, которыми должен обладать человек, занимающийся спасением и сохранением историко-культурного наследия?

Сохраняя наследие нужно не только его любить, нужно уметь найти такие рычаги, чтобы это наследие было интересно власть предержащим, чтобы от него не отворачивались современники, чтобы им можно было заинтересовать молодежь и чтобы оно всегда могло приносить пользу на ниве просвещения. Человек, который спасает наследие, должен быть организатором, но при этом уметь служить не за деньги.

Что для Вас означает участие в этой конференции? Что Вам дает эта конференция?

Она дает мне возможность услышать то, что в своей обычной научной и повседневной жизни я слышу не часто. Так случилось, слава Богу, что в моей семье нет пострадавших от репрессий. Также для меня это возможность увидеть новых людей и узнать что-то помимо искусствоведческой, реставрационной информации, связанной с художественным пластом наследия. И конечно, конференция – это новая возможность прикоснуться к святости Соловков, к их древней истории. Можно своими ногами пройти по земле, по которой ходили подвижники. Прикоснуться к редчайшей природе Русского Севера, той природе, которая вдохновляла святых, художников, поэтов, писателей. Просто быть здесь, дышать воздухом, видеть эти пейзажи, эти морские пространства. Ощущать, что едут паломники, туристы, дети-художники, дети с родителями, семьи. Что здесь продолжают жить люди, что здесь создаются новые условия для жизни, что приходят работать в музей молодые сотрудники… Это отрадно, это вселяет надежду, что у Соловков есть будущее, как у всех нас. Что мы можем развиваться, что мы не должны бояться. Мы все время должны разговаривать, убеждать, искать формы сосуществования, единства, пользы и прогресса и в то же время уважать церковное, монастырское служение, благодаря которому здесь все и сложилось. Конечно, такие места надо посещать, их надо сохранять и развивать, приумножать знания о них.