Соловецкий музей
ГлавнаяНовостиАфишаФотоальбом
Федеральное государственное учреждение культуры «Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник»

Музей-заповедник

История музея
Всемирное наследние ЮНЕСКО
Музей-заповедник сегодня
Музейные коллекции
Изучение и публикация наследия
Услуги
Контакты

Веб-камера

Виртуальная ризница Соловецкого монастыря

В Соловецком государственном музее-заповеднике завершена работа над созданием виртуального музея «Виртуальная ризница Соловецкого монастыря». Увидеть сокровища знаменитой северной обители теперь можно в режиме он-лайн, достаточно лишь пройти по ссылке http://riznica-solovky.ru. Подробно о проекте рассказывает заместитель директора Соловецкого музея-заповедника Олег Геннадиевич Волков.

— Почему проект получил название «Виртуальная ризница Соловецкого монастыря»?

— Ризницы существуют во всех монастырях — в них собраны иконы, облачения, богослужебные книги, церковные предметы, которые используются в повседневной богослужебной практике обители. В 18–19 вв. ризницы больших и известных русских монастырей, в том числе Соловецкого монастыря, превратились в своеобразные музеи, в которых откладывалось все самое ценное для истории обители — вещи, принадлежавшие ее основателям, грамоты великих князей и царей, вклады, сделанные в монастырь известными историческими деятелями. Ризница была открыта для посещения паломников, и они могли познакомиться в ней с историей обители.

Примерно такую же цель преследует наш проект. Мы не реконструируем реальную, существовавшую в Соловецком монастыре ризницу. Мы создаем виртуальное пространство, в котором должно быть собрано культурное наследие Соловецкого монастыря — не все, конечно, а самая ценная и значительная часть.

Так сложилось, что многовековая история Соловецкой обители, особенно ее трагические страницы, пришедшиеся на 20 век, заслонили своей значительностью ее культурное и художественное наследие. Однако в историю русской культуры Соловецкий монастырь вошел не только благодаря замечательным архитектурным памятникам и именам многих выдающихся церковных и государственных деятелей, судьбы которых переплелись с судьбой обители, но и огромным собранием рукописных и старопечатных книг, икон, предметов церковного и декоративно-прикладного искусства, средневековых грамот и иных документов. Это собрание занимало одно из первых мест среди самых значительных коллекций древнерусского искусства, наряду с коллекциями крупнейших русских монастырей: Троице-Сергиева, Кирилло-Белозерского и Иосифо-Волоколамского.

Как раньше паломник, посещавший Соловки, мог зайти в ризницу и увидеть своими глазами ее исторические и художественные сокровища, так сейчас любой посетитель нашего сайта сможет увидеть эти сокровища, но уже в виртуальном пространстве.

— В чем заключается важность этого проекта для Соловецкого музея-заповедника и Соловецкого монастыря?

— Наш музей и Соловецкий монастырь являются хранителями исторической памяти о Соловках. Посещая другие монастыри или музеи, которые действуют сегодня в стенах известных российских обителей: Троице-Сергиеву лавру, Кирилло-Белозерский монастырь, Сольвычегодск, вы можете увидеть значительную часть культурного достояния этих обителей, которое хранилось в них раньше.

Соловкам была уготована иная судьба. Всё, подчеркну, абсолютно всё культурное достояние Соловецкого монастыря было вывезено из него на материк. Основные вывозы произошли, конечно, в 1920-х гг., когда на архипелаге существовал лагерь, но этот процесс начался гораздо раньше, еще в середине 19-го века, когда во время Крымской войны с Соловков эвакуировали сначала в Антониево-Сийский монастырь, а затем в Казанскую духовную академию всю рукописную часть монастырской библиотеки.

Несмотря на все испытания и трагедии XX века, культурное наследие Соловецкого монастыря хорошо сохранилось. Сокровища соловецкой книжности и монастырского искусства хранятся во многих музеях, архивах и библиотеках России — прежде всего, в музее-заповеднике «Московский Кремль», Коломенском, Русском музее, Российской Национальной библиотеке.

Современные музейные технологии позволяют нам вновь собрать этот комплекс воедино, представив цифровые копии икон, предметов, фотографий на страницах Виртуальной ризницы.

— Каковы партнеры Соловецкого музея-заповедника в реализации этого проекта?

— Прежде всего, это Министерство культуры РФ: оно предоставило нашему музею-заповеднику целевую субсидию для приобретения бесконтактного сканера и 3D фото-машины, на котором были оцифрованы музейные предметы, представленные в разделах сайта. Партнерами проекта также являются музеи — Русский музей, Архангельский краеведческий музей, Музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» (г. Архангельск), предоставившие нам право опубликовать соловецкие предметы, хранящиеся в их фондах. Нашими партнерами стали и замечательные архангельские искусствоведы Т. М. Кольцова, В. Г. Кондратьева, Е. П. Бронникова, составившие вступительные статьи к разделам Виртуальной Ризницы.

— Сайт имеет необычную структуру...

— Работу над его созданием осуществила ЗАО «КАМИС» — разработчик самой мощной на сегодняшний день музейной информационной системы, которая применяется в большинстве российских музеев. Сайт состоит из двух основных частей. В Сводную базу музейных предметов загружаются изображения предметов и их научные описания из музейных баз данных «КАМИС». Специальный модуль позволяет, в свою очередь, в Сводной базе готовить выгрузки на сайт Виртуальной Ризницы, где они автоматически разносятся по тематическим разделам. Благодаря такой сложной, на первый взгляд, структуре, мы можем использовать готовые инвентарные карточки музейных предметов, а не создавать их каждый раз заново.

— Будет ли продолжена работа над Виртуальной ризницей?

— Конечно. Сейчас в разделах Виртуальной ризницы в основном представлены предметы, хранящиеся в музеях Архангельской области. Выражая глубокую признательность всем участникам проекта, мы надеемся, что его реализованная часть — лишь начало большой и продолжительной работы, в которой примут участие все учреждения культуры, являющиеся хранителями соловецкого наследия.

Хотелось бы завершить наше интервью цитатой из вступительного слова к Виртуальной ризнице наместника Соловецкого монастыря, директора Соловецкого государственного музея-заповедника архимандрита Порфирия. По-моему, он очень хорошо выразил суть проекта и ответил на опасения тех музейщиков, которые боятся, что РПЦ заберет из музейных фондов то, что ей принадлежало раньше: «Для Соловков пришло время „собирания камней“. Не может в этом историческом контексте не ставиться и задача восстановления целостности собрания Соловецкой Ризницы... Решать эту задачу сегодня путем собирания на Соловках подлинников не целесообразно, так как предметы уже получили свою новую и полноценную жизнь в коллекциях наших ведущих музеев. Уникальную возможность вновь собрать этот комплекс воедино представляют современные цифровые технологии. Именно на пути создания и агрегирования в единой базе высококачественных цифровых копий мы видим перспективу продуктивного решения задачи. Конечно, для полноты восприятия наследия необходимо, чтобы подлинники также периодически возвращались в родные стены. Концепция развития нашего музея предполагает создание всех условий для временного экспонирования таких ценностей в рамках межмузейного обмена».

23 марта 2015
отдел по связям с общественностью
public_relations@solovky.ru


См. также:

164070, пос. Соловецкий, Приморского района, Архангельской области, тел./факс: (81835) 90-241, 90-281, эл. почта: 

Экскурсионное обслуживание: (818-35) 90-321
Общежитие «Петербургская гостиница»: (818-35) 90-375

карта сайта

© 2001—2017 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник»

Создание сайта —
Artil.ru