Содержание
От составителя
Пояснения к каталогу
Список сокращений
Участники выставки
 
 

В.Г. Кондратьева

   В.Г. Кондратьева

   Изделия из дерева
   Описания предметов:    1    2    3    4

Увеличить изображение Увеличить изображение

КРЕСТ ПАРАМАННЫЙ "ГОЛГОФСКИЙ КРЕСТ"
Конец XIX - начало XX в.
Соловецкий монастырь.
Поступил в ВКМ в 1987 г.
ВКМ. КП 7074.
Дерево (кипарис), олово, слюда, фольга. Резьба. 8,7 х 4 х 0,7.
Крест четырехконечный, с прямоугольными концами, в оловянной оправе, с ушками вверху и внизу. На лицевой стороне в центре, в технике сквозной резьбы выполнен восьмиконечный Голгофский крест. Под крестом - голова Адама в пещере, изображенная вертикально. По сторонам Голгофского креста - резные плоскорельефные надписи. Над большой перекладиной: "IИC, ХС", под перекладиной: "НИ/КА". В возглавии - символ Саваофа - Всевидящее око в треугольнике с исходящим сиянием, в облаках. В прорезях вокруг Голгофского креста - завитки кипарисовой стружки на фоне из розовой фольги. На оборотной стороне - контурной резьбой надпись: "ДА / ВОС / КРЕСНЕТЪ БГЪ И / РАСТО / ЧАТСЯ / ВРАЗИ / ЕГО / С.М. (Соловецкий монастырь)". С двух сторон крест покрыт слюдой.
Реставратор С.А. Субочев (Архангельск, АФ ВХНРЦ, 2006).
Примечание:
Аналогичный крест в собрании Государственного исторического музея ГИМ 55639 Д 5-668.

Увеличить изображение

КРЕСТ НАТЕЛЬНЫЙ "ГОЛГОФСКИЙ КРЕСТ"
Конец XIX - начало XX в.
Соловецкий монастырь.
Поступил в СГИАПМЗ в 1987 г. Обнаружен во время проведения земляных работ на территории бывшего кладбища Соловецкого монастыря.
СГИАПМЗ. КП 6939.
Дерево. Резьба. 5,4 х 2,4 х 0,4.
Крест четырехконечный, со слегка расширяющимися прямоугольными концами, с ушком вверху. На лицевой стороне в центре - контррельефной резьбой выполнен восьмиконечный Голгофский крест с орудиями страстей. Под крестом - голова Адама. По сторонам Голгофского креста - гравированные надписи. Над большой перекладиной: "IИC, ХС". В возглавии - символ Саваофа - Всевидящее око в треугольнике. Оборот гладкий.
Реставратор А.В. Чекин (Архангельск, АФ ВХНРЦ, 2006).
Примечания:
Аналогичный крест в собрании ГИМ (ГИМ 77147 Д 5-1191).

Увеличить изображение Увеличить изображение

КРЕСТ ПАРАМАННЫЙ "ГОЛГОФСКИЙ КРЕСТ"
Начало XX в.
Соловецкий монастырь.
Поступил в СГИАПМЗ в 1971 г. из г. Архангельска.
СГИАПМЗ. КП 807.
Дерево (кипарис), олово, слюда, фольга. Резьба. 7,5 х 3,5 х 0,6.
Крест четырехконечный, с фигурными концами, в оловянной оправе с ушками вверху и внизу. На лицевой стороне в центре, в технике сквозной резьбы выполнен восьмиконечный Голгофский крест. Под крестом - голова Адама, изображенная вертикально. По сторонам Голгофского креста - резные плоскорельефные надписи. Над большой перекладиной: "IИC, ХРС", под перекладиной: "НИ / КА". В возглавии - символ Саваофа - Всевидящее око в треугольнике с исходящим сиянием, в облаках. В прорезях вокруг Голгофского креста - завитки кипарисовой стружки на фоне из розовой фольги. На оборотной стороне - контурной резьбой надпись: "ДА / ВОСК / Р[ЕС]НЕТЪ БГЪ И РА / СТО / ЧАТСЯ / ВРАЗИ / ЕГО". С двух сторон крест покрыт слюдой.
Примечания:
Крест передан в музей Ксенией Петровной Гемп (1894 - 1998). К.П. Гемп - биолог, краевед, работала в архиве Соловецкого монастыря в 1914 г. Крест привезен из Соловецкого монастыря.

Увеличить изображение

КРЕСТ ПАРАМАННЫЙ "ГОЛГОФСКИЙ КРЕСТ"
Начало XX в.
Соловецкий монастырь.
Поступил в СИХМ в 1982 г.
СИХМ. КП 2559.
Дерево (кипарис), олово, слюда, фольга. Резьба. 7,5 х 3,6 х 0,4.
Крест аналогичен предыдущему кресту (кат. 341).
Реставратор М.В. Попова (Сольвычегодск, СИХМ, 2005).

Увеличить изображение

БРАТИНА
Конец ХVIII - первая треть XIX в.
Соловецкий монастырь.
Поступила в ВКМ в 1947 г. из Вельского района Архангельской области.
ВКМ. КП 59.
Дерево. Токарная работа, роспись темперой и маслом. 9,2 х 14,5.
Тулово шарообразной формы, с отогнутым наружу венчиком, на невысоком поддоне. По бежевому фону - расписной орнамент в виде цепочки перевернутых вазонов с красными, похожими на факелы лучистыми цветами на витом стебле и с мясистыми побегами. Вазоны соединенными продетыми друг в друга дугами. Между ними - трилистники. По верхнему краю - белая круговая надпись по коричневому фону: "СОЛОВЕЦКАГО / МОНАСТЫРIЯ / БРАТИНЯ". Между словами надписи - парные, обращенные друг к другу белые веточки с листьями. Внутренняя поверхность окрашена в темно-зеленый цвет.
Реставратор: С.А. Субочев (Архангельск, АФ ВХНРЦ, 2004).

Увеличить изображение

СОЛОНКА С КРЫШКОЙ
Вторая половина ХIХ в.
Соловецкий монастырь.
АОКМ. КП 4328.
Дерево. Токарная работа, роспись маслом. 15,5 х 9.
Тулово в виде округлой чаши, на низком стояне с круглым ступенчатым поддоном. Верхний край слегка отогнут наружу. В верхней части тулова и на ножке - рельефный поясок. Крышка отъемная, ступенчатая, с хватком в форме шишечки. Поверхность окрашена в желтый цвет. По бокам солонки и на крышке - три сидящие на траве чайки. По верхнему краю тулова - круговая черная надпись: "ИЗДЕЛIЕ СОЛОВЕЦКАГО МОНАСТЫРЯ". По краю поддона - красная полоса.
Примечание:
В каталоге коллекций Архангельского городского публичного музея, изданном в 1905 г., под номером 114 зафиксированы две деревянные солонки - изделия Соловецкого монастыря. (Каталог Архангельского Городского Публичного музея. Архангельск, 1905. С. 153). Отсутствие старых учетных номеров на предметах, а также не полностью сохранившаяся старая учетная документация музея не позволяют идентифицировать этот предмет как опубликованный в вышеназванном каталоге. Можно лишь предполагать, что это одна из тех солонок.

Увеличить изображение

СОЛОНКА С КРЫШКОЙ
Вторая половина ХIХ в.
Соловецкий монастырь.
АОКМ. КП 4329.
Дерево. Токарная работа, роспись маслом. 15,3 х 9.
Тулово в виде чаши, округлой внизу и плавно расширяющейся кверху, на низком стояне с круглым ступенчатым поддоном. Верхний край отогнут наружу. На тулове и стояне - по рельефному пояску. Крышка отъемная, полусферической формы, с хватком в виде шишечки. Поверхность окрашена в желтый цвет. По бокам солонки написаны три сидящие на траве чайки. Между ними - круговая черная надпись: "ИЗДЕЛIЕ СОЛОВЕЦКАГО МОНАСТЫРЯ". Аналогичные три чайки - на крышке. По краю поддона - красная полоса. Хваток окрашен в красный цвет.
Примечание:
См. примечание к пред. предмету

Увеличить изображение

ПЕРЕЧНИЦА
Вторая половина ХIХ в.
Соловецкий монастырь.
АОКМ. КП 4330.
Дерево. Токарная работа, роспись маслом. 16 х 5,8.
Тулово округлое, вытянутое, с высоким, расширяющимся вверху горлышком, на низком стояне с круглым ступенчатым поддоном. Крышка вставная, сферической формы, со сквозными отверстиями для высыпания перца и хватком в виде шишечки. На тулове - рельефный поясок. Поверхность окрашена в желтый цвет. Над рельефным пояском, по бокам перечницы - три сидящие чайки. Под пояском - круговая черная надпись: "ИЗДЕЛIЕ СОЛОВЕЦКАГО МОНАСТЫРЯ". По краю поддона - красная полоса. Хваток окрашен в красный цвет.
Примечание:
В каталоге коллекций Архангельского городского публичного музея, изданном в 1905 г., под номером 112 зафиксированы три деревянные перечницы - изделия Соловецкого монастыря. (Каталог Архангельского Городского Публичного музея. Архангельск, 1905. С. 153). В краткой описи Северного краевого музея, составленной в 1923 г., в отделе III "Кустарное производство" под номером 1732 / 72 запись: "Перечницы деревянные точеные расписные 3 штуки. Изделие Соловецкого монастыря. Время поступления неизвестно". Отсутствие старых учетных номеров на предмете, а также не полностью сохранившаяся старая учетная документация музея не позволяют идентифицировать этот предмет как опубликованный в вышеназванном каталоге. Можно лишь предполагать, что это одна из тех перечниц.

Увеличить изображение

ПОДСВЕЧНИК
Вторая половина ХIХ в.
Соловецкий монастырь.
АОКМ. КП 4331/1.
Дерево. Токарная работа, роспись маслом. 10 х 7,3.
Подсвечник с точеным фигурным стержнем и широким круглым ступенчатым поддоном. Поверхность окрашена в желтый цвет. На поддоне - три сидящие на траве чайки и круговая черная надпись: "ИЗДЕЛIЕ СОЛОВЕЦКАГО МОНАСТЫРЯ".
Примечание:
У подсвечника утрачен свечник, но сохранился след от него.
В каталоге коллекций Архангельского Городского Публичного музея, изданном в 1905 г., под номером 116 зафиксированы четыре деревянных подсвечника - изделия Соловецкого монастыря. (Каталог Архангельского Городского Публичного музея. Архангельск, 1905. С. 154). В краткой описи Северного краевого музея, составленной в 1923 г., в отделе III "Кустарное производство" под номером 1735 / 77 запись: "Подсвечники для восковых свеч деревянные точеные расписные 3 штуки. Изделие Соловецкого монастыря. Время поступления неизвестно". Отсутствие старых учетных номеров на предмете, а также не полностью сохранившаяся старая учетная документация музея не позволяют идентифицировать этот предмет, как опубликованный в вышеназванном каталоге. Можно лишь предполагать, что это один из тех подсвечников.

Увеличить изображение

ЛОЖКА
1848 г.
Соловецкий монастырь.
Поступила в КИМХМ в 1987 г. из музея Красноборской средней школы.
КИМХМ. КП 266.
Дерево. Резьба, рисунок пером. 20 х 4,7.
Лопасть яйцевидная, с плоским, у основания четырехгранным череном. Конец черена прямоугольный, слегка отогнут. На внутренней стороне черена - выполненный пером примитивный черный орнамент из S-овидных завитков, стрелок, скрещенных веточек и звездочек. В центре - надпись: "СОЛОВЕЦК. МОНАСТ.". На конце черена - дата "1848".
Реставратор С.А. Субочев (Архангельск, АФ ВХНРЦ, 2004).
Примечание:
Ложка поступила в музей Красноборской средней школы в 1969 г.

Увеличить изображение

ЛОЖКА РАЗЛИВАТЕЛЬНАЯ
Середина - вторая половина XIX в.
Соловецкий монастырь.
Поступила в АОМИИ в 1997 г. из г. Архангельска.
АОМИИ. 1838-Д.
Дерево. Резьба, роспись маслом, рисунок пером. 40,5 х 9,6.
Лопасть яйцевидной формы, с плоским, у основания трехгранным череном, завершающимся в виде кисти руки, сложенной в благословляющем жесте. На внутренней стороне лопасти в центре - изображение двух рыбок. Спинки рыбок серого цвета, брюшки - серебристо-белые. Контуром обозначены чешуйки. По краю лопасти - две ветви, расходящиеся в стороны от четырехлепесткового цветка. На ветвях - круглые красные цветы-плоды и коричневато-зеленые листья. На внешней стороне лопасти - ветвь с красными ягодами и цветами, зеленовато-коричневыми листьями. Роспись выполнена с белильными оживками. На внутренней стороне черена, в черной рамке из ветвей, выполненной пером, - надпись: "СОЛОВЕЦ. МОНАСТ.", на внешней стороне: "БЛАГОСЛОВЕНIЕ". Кисть руки окрашена в серовато-белый цвет. Поруч зеленый, с красной каймой и крестом.
Примечание:
Ложка вывезена из д. Уйма Приморского района Архангельской области.

Увеличить изображение

ЛОЖКА
Вторая половина ХIХ в.
Соловецкий монастырь.
Поступила в ВКМ в 1986 г.
ВКМ. КП 6012.
Дерево. Резьба, роспись маслом. 22 х 4,3.
Лопасть яйцевидная, с плоским, у основания трехгранным череном, завершающимся в виде кисти руки, сложенной в благословляющем жесте. Роспись выполнена по коричневому фону. На внутренней стороне в центре лопасти - сидящая на траве чайка, по краям - круглый красный цветок-плод с отходящими в стороны зелеными листьями. На внешней стороне - три красных цветка в окружении листьев. Роспись выполнена с белильными оживками. Кисть руки окрашена в белый цвет. Поруч красный, с желтой каймой и крестом.

Увеличить изображение

ЛОЖКА РАЗЛИВАТЕЛЬНАЯ
Вторая половина XIX в.
Соловецкий монастырь.
Поступила в СГИАПМЗ в 1968 г.
СГИАПМЗ. Д 269.
Дерево. Резьба, рисунок пером, раскраска. 36,6 х 9,5.
Лопасть округлая, глубокая, с плоским, у основания трехгранным череном, конец которого оформлен в виде крюка и кисти руки, сложенной в благословляющем жесте. Поверхность ложки украшена рисунком, выполненным пером черной и красной краской. На внутренней стороне лопасти, по краю, - орнаментальный поясок, состоящий из цепочек ромбов и заштрихованных треугольников. На внешней стороне - поясок по краю и плетенка у основания черена. На внешней стороне черена в фигурной рамке - красная надпись пером: "БЛ?ГОСЛОВЕНIE ПРЕП. ОТЕЦЪ", на внутренней стороне, в фигурной рамке - "ЗОСIМЫ I САВВАТIЯ СОЛОВ. ЧУДОТ.". Поруч на кисти руки красновато-коричневый. Кайма и крест выполнены черным контуром.
Реставратор А.В. Чекин (Архангельск, АФ ВХНРЦ, 2006).

Увеличить изображение

ЛОЖКА
Последняя треть XIX в.
Соловецкий монастырь.
Поступила в АГМДЗиНИ в 1978 г. из г. Архангельска.
АГМДЗиНИ. Д-903.
Дерево. Резьба, рисунок пером, роспись темперой. 23,2 х 4,5.
Лопасть яйцевидная, с плоским, у основания трехгранным череном, завершающимся в виде кисти руки, сложенной в благословляющем жесте. На внутренней стороне лопасти черным контуром выполнены постройки Соловецкого монастыря, вид с западной стороны. В центре изображен пятиглавый Спасо-Преображенский собор и галерея, по сторонам - две одноглавые церкви. Кровли построек раскрашены киноварью. На внешней стороне лопасти - скрещенные якорь и четырехконечный крест. По краю - черная круговая надпись пером: "ГДИ БЛАГОСЛОВИ ЯСТIЕ И ПИТIЕ РАБУ ТВ[ОЕМУ]". На внутренней стороне черена - черная рамка со стертой надписью. На внешней стороне надпись не читается. Поруч на кисти руки красный, с желтой каймой и крестом.
Реставратор Н.Ф. Буглин (Архангельск, АГМДЗиНИ, 2005).
Примечание:
Изображения выполнены схематично. Узнаваемы только Спасо-Преображенский собор (1558 - 1566) и галерея. Одноглавая церковь слева от Спасо-Преображенского собора - Свято-Троице-Зосимо-Савватьевский собор, построенный на месте Зосимо-Савватиевского придела Спасо-Преображенского собора в 1859 г. Одноглавая церковь справа от Собора - Филипповская больничная церковь, построенная через двор от Спасо-Преображенского собора в 1798 г.

Увеличить изображение

ЛОЖКА
Последняя треть XIX в.
Соловецкий монастырь.
Поступила в АОМИИ в 1999 г. из г. Архангельска.
АОМИИ. 1891-Д.
Дерево. Резьба, рисунок пером. 22 х 4,5.
Лопасть яйцевидной формы, с плоским череном, конец которого вырезан в виде кисти руки, сложенной в благословляющем жесте. На внутренней стороне лопасти в орнаментальной рамке черным со штриховкой контуром выполнены постройки Соловецкого монастыря, вид с западной стороны. В центре изображен Спасо-Преображенский собор и галерея, по сторонам - две одноглавые церкви. На внешней стороне лопасти - следы цветочной росписи и полустертая круговая надпись: "[ХРИСТЕ] БОЖЕ БЛАГО[СЛОВИ] ЯСТIЕ [И ПИТIЕ] РАБОМ ТВОИМЪ". На обеих сторонах лопасти, по краю, - следы коричневато-красной орнаментальной рамки. На черене надписи не читаются.


<    1    2    3    4    >   

© Государственное музейное
объединение «Художественная
культура Русского Севера», 2006
© Музеи участники выставки, 2006
© Издательство Сканрус, 2006
© Авторы статей
и каталожных описаний, 2006

 

НАСЛЕДИЕ СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ В МУЗЕЯХ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ:     
Каталог / Сост. Т.М. Кольцова