Главная
 

© Соловецкий музей-заповедник

Коллекция Соловецкого музея-заповедника     

 

История кузнечного ремесла и железоделательного промысла Соловецкого монастыря. Краткий обзор.

   Краткая историческая справка о промысле в России в целом
К началу XVI века кузнечное дело было распространено по всей территории Древнерусского государства. Чаще всего это были небольшие универсальные кузницы со сложившимся комплексом разнообразных технологических приемов, удовлетворявшие нужды своей местности. В XVI веке выделяются крупные районы железоделательного производства, которые начинают специализироваться на производстве определенных видов изделий. Такие центры металлообработки возникали в районах богатых ископаемой рудой, лесом, удобно расположенных относительно транспортных путей. К ним относится Серпуховско-Тульский район, славившийся производством оружия, Новгородско-Тихвинский, знаменитый своими "Коробьями Ноугородскими". К Новгородскому непосредственно примыкал район Устюжны Железнопольской, само название которой говорит о богатых залежах руды. В XVI веке Устюжна становится важнейшим средоточием кузнечного ремесла. Здесь выделывалось оружие, изготовлялись пищали и ядра для царской артиллерии. В Твери ковали отличного качества замки и иглы, разнообразное гвоздье (1).

   Центры металлического производства на Русском Севере
На Севере России крупным металлообрабатывающим центром являлось Карельское Поморье, Заонежье, Олонецкие районы. Карельский край богат болотной рудой. "Варкой" металла и производством уклада (2) здесь занимались многие крестьянские хозяйства. Значительная часть железа, добываемая крестьянами, ими же и перерабатывалась в деревенских кузницах. Карелы славились как искуснейшие плотники, и поэтому здесь производился отличный деревообрабатывающий инструмент, и в частности топоры. Знаменитые карельские топоры именовались "мастерскими" и находили спрос далеко за пределами края (3). Болотная руда разрабатывалась и в Двинских районах. Особенно было развито железоделательное ремесло в Холмогорах, позднее в Архангельске. Здесь находился крупный узел речного и морского транспорта, вследствие чего было развито судостроение, а также ремонт судов. Это определило развитие кузнечного ремесла, направленного на производство железных частей судов, скоб, гвоздей, якорей. Значительные пункты железоделательного ремесла располагались в Великом Устюге, Тотьме, Вологде. В Вологде, как и в Холмогорах в громадном количестве изготавливались изделия для судов: скобы, гвозди, деревообделочный инструмент, а также земледельческие орудия, гвозди сапожные и многое другое.

   История железоделательного промысла на Соловках и в вотчинах в 16-18 вв
Здание монастырской кузницы на берегу Святого озера XVII- XIX вв. Фото 2004 года. На Соловецком архипелаге железной руды не было никогда, поэтому изделия из железа и цветного металла всегда очень ценились на Соловках. Первые монашествующие привозили наиболее необходимые изделия с собой. В основном это был строительный инструмент, лопаты, медная посуда. В это время (сер.XV века) одним из главных промыслов Поморского населения, кроме рыболовного и зверобойного, являлось солеварение. В монастыре этот промысел стал важнейшим источником доходов на многие годы, кроме того, он давал возможность для приобретения солеварен, организации вотчинного хозяйства. К началу XVII века монастырю принадлежали довольно значительные Беломорские угодья, расположенные как в Карельском, так и в Архангельском Поморье, регулярно работали свыше 20 соляных варниц, в том числе на Большом Соловецком острове, Анзере (5). Непременной принадлежностью Поморского усолья было наличие небольшой кузницы, занимавшейся ремонтом цренов(6). Вероятнее всего, с такой небольшой кузницы и началось кузнечное ремесло в Соловецком монастыре. XVI век стал для монастыря временем энергичного развития хозяйственной деятельности, началом крупного каменного строительства. В больших количествах требовались орудия производства, сельскохозяйственный инвентарь, вспомогательный строительный материал - скобы, гвозди, связи и многое другое. Монастырь остро нуждался в железных изделиях и самом сырье. Попадало оно на острова различными путями. Рассмотрим три основных. Во-первых - путем вкладов многочисленных жертвователей на поминовенье. В качестве вкладов монастырь получал готовые изделия из металла, сырье в виде полиц (7) и уклада, кузнечную снасть и целые оборудованные кузницы. Особенно многочисленные вклады железом делают жители Обонежья - Лопских, Заонежских, Олонецких погостов, Приморских районов Карелии (8). Второй путь - закупка. Монастырь был связан практически со всеми районами железоделательного производства и рынками железа. В Архангельске закупали прутовое и полосовое железо, проволоку, цренные полицы, уклад и готовые изделия. Здесь же приобретали и цветной металл: олово прутовое, медную провлоку, посуду из меди и олова. Из Вологды в начале XVII века Соловецкий монастырь вывозил ежегодно около 100 000 и более гвоздья подпятного черного и сотни колодок гвоздья подпятного мелкого луженого, в частности "носочного", которое шло и на обивку окончин. В Вологде же тысячами заказывали скобы судовые конопатные, донные и другие, скобы сапожные; отсюда привозили лопаты, долота, скобели, напарьи, пешни. В Ярославле закупали иглы, шилье сапожное; В Новгороде - коробье, в Каргополе - уклад, полицы. Немало продавцов металла и готовых изделий в летнее время приезжало в обитель с товаром. Многие необходимые вещи приобретались монастырем на месте (9). И третий путь - организация своего железоделательного производства. В XVI веке при игумене Филиппе близ Сумского острога монастырем был устроен железный завод, именуемый "железной пустынью". Поиском руды занимались наемные работные люди. Руда на месте обжигалась на открытом воздухе и складывалась в кучи. Работы эти производились поздней осенью. Зимой по санному пути руду доставляли на завод. Здесь она измельчалась, просеивалась, перемешивалась с древесным углем. Затем в небольшой домнице "варили" кричное железо (10). При заводе была своя кузница с водяным молотом (11). Кричное железо перерабатывалось в уклад, готовые изделия. В Сумском остроге кроме кузнецов-универсалов были и оружейники, изготавливавшие самопалы, пищали в казну Соловецкого монастыря (12). Руководил работами приказчик - монах Соловецкого сонастыря. Производительность завода была невелика, и к середине XVIII века он почти полностью утратил свое хозяйственное значение для монастыря. Время постройки и расположение первой кузницы на архипелаге неизвестно. Источники сообщают, что во второй половине XVII века кузничная служба располагалась еще внутри крепостных стен, под папертью церкви Николая Чудотворца. В то время она связана с котельной палатой, которая находилась здесь же и занималась ремонтом медной посуды и столовой утвари (13). Переписная книга келий 1644 года указывает на наличие в это же время еще одной котельной палаты в монастыре, которая находилась в восточном ряду келий, у Архангельской башни (14). Археологические исследования, проводившиеся в 2000-2001 годах показали, что вместе с котельной палатой тут были мастерская по изготовлению слюдяных оконниц, бронзолитейная мастерская, жилые кельи и небольшая кузница с деревянным угольным амбарчиком. Здесь выполнялись мелкие литейные работы, изготавливались небольшие предметы декоративно-прикладного характера церковного и бытового назначения (15). На рубеже XVIII- XIX века эти мастерские переводят в здание, выстроенное над бывшими пороховыми погребами. Располагалось оно в северной части монастырского двора, где к тому времени сосредотачиваются многие ремесленные монастырские службы. Кузница в конце XVII века выводится за пределы монастырских стен, хотя часть службы еще оставалась внутри монастыря (16). По описи 1705 года каменное здание кузницы и прилегающие к ней деревянные строения значатся на берегу Святого озера. В XVIII веке здание ремонтировалось и перестраивалось, а в середине XIX века вместо старого ветхого ставится новое каменное двухэтажное здание кузницы с сохранением части постройки XVII века. На первом этаже в сводчатых помещениях располагалось шесть горнов, девять наковален больших и малых, четверо мехов, кузнечные снасти и оборудование. В отдельном помещении находилась чугунно-литейная мастерская (17). Второй этаж предназначался для проживания работных людей. Кузнечное послушание находилось в ведении городничего старца - иеромонаха, реже - монаха, назначаемого на пятилетний срок. Под его руководством трудилось от пяти-шести до двадцати двух человек наемных работников и ремесленников (18). В архивных источниках упоминаются имена многих кузничных старцев, мастеров-ремесленников (19). В качестве рабочей силы привлекались многочисленные богомольцы, трудники, "годовики". Основные работы производились в зимний период. К концу XIX века кузнечное ремесло в монастыре представляло слаженный хозяйственный организм с развитой структурой определенных служб и наличием многих вспомогательных мастерских. Отдельно выделялась кузнечная служба, медная, оловянишная, слесарня, точильня, механический завод, литейная мастерская и др. Сама кузница с чугунно-литейной мастерской, располагавшиеся в каменном здании на берегу Святого озера без существенных изменений, в рабочем состоянии просуществовали до начала XX века. В 1920 году здание со всем оборудованием и оснасткой, а также запасами металла было передано в ведение совхоза "Соловки" (20), впоследствии оно перешло в распоряжение Управления Соловецкими лагерями особого назначения. В семидесятые годы в здании располагались гаражи и конторы различных организаций. В настоящее время оно используется Соловецким монастырем под мастерские и жилье.

   Формы и виды изделий из черного и цветных металлов. Их особенности на Соловках, специфические формы.
На всем протяжении истории Соловецкого монастыря кузнечное ремесло было направлено в первую очередь на обеспечение хозяйственных нужд монастыря, временами изготавливались и высокохудожественные изделия церковного назначения. В ранний период своего существования основной потребностью монастыря был плотничий и столярный инструменты, земледельческий инвентарь, скобяные изделия. С развитием каменного строительства понадобились мощные стеновые связи, анкера, оконные решетки, ворота, кованные из пластин двери и ставни, оконные и дверные петли, жиковины, замки, ручки и множество других изделий. В кузнице изготавливались металлические части для укрепления дока и набережной, трубы для электростанции, выполнялись литейные работы (21). Пожалуй, во все времена самым распространенным изделием из железа на Соловках был топор (22). Это универсальное орудие для заготовки и обработки древесины. Топор незаменим в монастырском хозяйстве; использовался он на многих послушаниях в самом монастыре, скитских поселениях, был предметом первой необходимости на далеких усольях, рыбных, звероловных промыслах. Для каждого вида работ кузнец изготавливал особый топор: для столярных работ удобен небольшой легкий топорик с прямым остро отточенным лезвием. Плотничий топор делался более тяжелым, с широким скругленным лезвием, а для дровосечных работ требовался тяжелый топор с удлиненным нешироким лезвием (23). Изготавливались и универсальные топоры - для выполнения различных работ, и специальные - определенного хозяйственного назначения. Например, для разделки туш животных нужен был массивный топор с широким прямым острым лезвием. О любви и признательности мастеров к этому инструменту говорит тот факт, что многие топоры украшались орнаментом, клеймились специальным клеймом. Таких изделий в коллекции металла Соловецкого музея 39 шт, а всего различных видов топоров в фондах свыше 500 единиц. Нельзя не упомянуть и такие изделия как собранные из пластин металлические двери, ставни, ворота, представляющие и в настоящее время подлинные произведения искусств. Петли выполнялись в виде фигурных жиковин, украшенных спиральными завитками, луковичными окончаниями, просечным узором. А металлические решетки, изготовленные из массивных железных прутьев, создавали впечатление паутинной легкости, ажурности и справедливо названы "Соловецким кружевом" (24). Хотелось бы отметить еще один интересный предмет - монастырскую кружку-копилку. Ксения Петровна Гемп, побывавшая на Соловках в начале XX века, в своих воспоминаниях о посещении монастыря отмечает, что на каждом этаже гостиницы и в каждой трапезной "висела на стене объемистая кружка-копилка", которую каждый вечер вскрывал монах-казначей, помогали ему два послушника. Деньги ссыпали в кожаный мешок. Множество богомольцев сходилось поглядеть на это диво - монетную реку (25). В первой половине XVII века из кузнечного дела выделяется "оловянишная" служба с малой токарней, позже появляется медная и бронзолитейная мастерские, где выполнялись мелкие литейные работы, изготавливались пуговицы, крестики, цепочки, латунные бирки, небольшие предметы церковного обихода, декоративные накладки и многое другое (26). Основной же задачей медной и оловянной служб являлось изготовление посуды и столовой утвари. Мастерские обслуживали монастырские трапезы и многочисленных богомольцев. Посуда из меди была очень удобна в использовании, не билась, но нуждалась в постоянном поновлении полуды, мелком ремонте, пайке. Этим занималась котельная палата. В середине XVIII века мастерские имеют свое клеймо - печатные буквы СМ, которым помечалась оловянная, медная посуда. В конце XIX века рядом с клеймом иногда ставилась дата.

   Особенности технологий Соловецких изделий.
Монастырские кузнечные мастера обладали самой современной и передовой техникой обработки металла. Понимая свойства различных материалов, прекрасно владея многими технологическими приемами и умело их, применяя, они создавали свои высокохудожественные и качественные изделия из железа, меди олова. Рассмотрим лишь некоторые технологические приемы, наиболее часто применявшиеся в монастырских мастерских.
1.Техника свободной ковки. Включает в себя различные кузнечные операции: вырубку, вытяжку, обрезку, пробивку отверстий, изгиб, скручивание и многие другие. Благодаря им, изделию придавали требуемую форму (27).
2. Кузнечная сварка. Этой операцией Соловецкие мастера владели в совершенстве. Топоры, находящиеся в фондах музея изготовлены методом кузнечной сварки. Заготовку складывали вдвое, оставляя в средней части место для проушины, а соприкасающиеся половинки сваривали, при этом между ними вкладывали брусочек высококачественной твердой стали. Такой топор был прочный, твердый, обладал отличными режущими свойствами. Кузнечная сварка применялась при изготовлении многих предметов - жиковин, решеток, навесов, подставов и многих других. Кроме кузнечной сварки широко применялись и другие способы соединения металлических деталей - пайка, клепка.
3. Применялась в монастыре и техника просечного железа. В фондах хранится несколько изделий выполненных этим способом. Узор жиковин (КП-1467) напоминает причудливое переплетение ветвей и листьев. На двери (КП 7029) из келейного корпуса Анзерского Троицкого скита под ажурной аналогичной личиной сохранилась пластинка слюды с подложенной под нее цветной бумагой.
4. Изделия из цветных металлов изготавливались методом ковки, выколотки, чеканки с применением пайки, лужения. Оловянную посуду и мелкие медные изделия чаще всего выполняли литыми. Готовые изделия обрабатывались с помощью обточки, шлифования, клеймились собственным монастырским клеймом. В музейной коллекции выявлено несколько типов клейм на изделиях из черного и цветных металлов: печатные буквы СМ или КСМ, реже СМК. Иногда над буквами помещали условное изображение небольшого здания типа часовни или узор в виде двух симметричных завитков. Многие изделия украшались насечным геометрическим и растительным орнаментом, декоративными накладками, заклепками, объемными розетками. Орнамент отличался простотой, незатейливостью, вместе с тем придавал изделию высокие декоративные свойства. Узор наносился с помощью нескольких простых инструментов: - кузнечного зубила с прямолинейным и криволинейным лезвием - для получения прямых, скругленных линий и для нанесения контура; - пробойников - для нанесения точек и различных углублений. Кроме этого пользовались специальным инструментом - пуансонами, чеканами. Сочетая названные инструменты, кузнец - художник создавал композиции из геометрических фигур и простых растительных мотивов.

   Краткая статистическая характеристика коллекции СГИАПМЗ. Откуда поступали изделия и где распространялись.
В коллекции металл Соловецкого музея заповедника хранится свыше трех с половиной тысяч изделий. Основу собрания составляют предметы монастырского происхождения. Комплектование началось в 1967 году, когда в музей вернулась часть предметов вывезенных в 20-е 30-е годы из монастыря. Они были возвращены на Соловки из Музеев Московского Кремля, Государственного Исторического музея, Архангельского областного краеведческого музея. В последующие годы коллекция пополнялась предметами, обнаруженными при обследовании памятников Соловецких островов, при проведении ремонтных, консервационных и археологических работ, во время разборки завалов. Небольшую часть коллекции составляют предметы, вывезенные экспедициями музея из мест исторически связанных с Соловецким монастырем. В начале семидесятых годов в музее создается реставрационная мастерская. Многие годы работами руководил реставратор по металлу (и по темперной живописи) В.А.Шапошник. Им самим и под его руководством отреставрирована значительная часть предметов, в том числе крупногабаритные изделия - створки ворот, пушки, колокола. Историей кузнечного ремесла Соловецкого монастыря занимались сотрудники музея Ю.М. Критский, А.А. Сошина. В начале восьмидесятых годов ими был выявлен и собран архивный материал, написаны научные справки, разработан план стационарной выставки. Краткий обзор истории кузнечного дела и железоделательного промысла Соловецкого монастыря хотелось бы завершить словами историка Н.Н. Виноградова, описывавшего в 1927 году старинные металлические изделия Соловецкого монастыря в музее СОАОК: "Старый металл, не благородный металл, а самый простой, обыденный, не в статуях и других предметах искусства, не в оружии, а в предметах повседневного быта - эту роскошь имеют только Соловки" (28).

   Литература
1.Бахрушин С.В. Научные труды. Т.1 М.,1952. С.30-33; 56-64.
2.Уклад - дельное железо, сварочная сталь. Получали из кричного (сырцового) железа путем прокаливания и науглероживания. Чаще всего поступало в виде брусков.
3. Очерки истории Карелии. Т.1 Петрозаводск, 1957. С.87-90; Бахрушин С.В. Научные труды. Т.1 М.,1952. С.64-68.
4.Бахрушин С.В. Научные труды. Т.1 М.,1952.С.68-71.
5. Борисов А.М. Хозяйство Соловецкого монастыря и борьба крестьян с северными монастырями в XVI - XVII веках. Петрозаводск, 1966. С.84-85; Савич А. Соловецкая вотчина XVI - XVII в. Пермь, 1927 . С.93-104.
6.Црен - специальная железная четырехугольная сковорода для выпаривания соли из рассола. Црены изготавливали из плоских пластин (цренных полиц) уложенных внахлест и соединенных заклепками
7.Полица (цренная полица) - плоская пластина железа, заготовка для изготовления или ремонта црена. Обычно были размером 29-31 х 22,5 х 0,5 см., весом 6 - 7,5 ф.
8.Бахрушин С.В. Научные труды. Т.1 М.,1952. С.64.
9.Бахрушин С.В. Научные труды. Т.1 М.,1952. С.64-68.
10.Кричное железо, крица - сырцовое железо, получаемое путем выплавки ("варки") в сыродутных печах. Представляла рыхлую губчатую массу металла с примесью шлаков. Имела лепешкообразную форму
11.Бюллетень Северо-Восточного Областного Бюро Краеведения. Выпуск 2. Архангельск, 1926. С.32-33.
12.Бахрушин С.В. Научные труды. Т.1 М.,1952. С.68.
13.СГИАПМЗ, научный архив Критский Ю.М., Шатковская Е.Ф. Справка-консультация на памятник архитектуры "Кузница каменная на берегу Святого озера (к.XVII-сер. XIX вв).
14.Буров В.А. Итоги археологических исследований в Новобратском корпусе Соловецкого монастыря. Сохраненные святыни Соловецкого монастыря. Материалы и исследования. Вып.XVII. М.,2003. С.174-192.
15. Буров В.А. Итоги археологических исследований в Новобратском корпусе Соловецкого монастыря. Сохраненные святыни Соловецкого монастыря. Материалы и исследования. Вып.XVII. М.,2003. С.182-191
16.СГИАПМЗ, научный архив Ф.2 Оп.1 №434 Критский Ю.М. Промыслы и ремесла Северного крестьянства и Соловецкого монастыря XV - XX вв. Приложение к проекту корректировки генерального плана СГИАПМЗ
17.СГИАПМЗ, научный архив Ф.2 Оп.1 №434 Критский Ю.М. Промыслы и ремесла Северного крестьянства и Соловецкого монастыря XV - XX вв. Приложение к проекту корректировки генерального плана СГИАПМЗ
18.СГИАПМЗ, научный архив Ф.2 Оп.1 №21 Сошина А.А. ТЭП стационарной выставки "Железоделательный и кузнечный промыслы Соловецкого монастыря XVI - нач.XX вв.".
19.СГИАПМЗ, научный архив Ф.2 Оп.1 №226 Отчет о командировке А.А. Сошиной в ЦГАДА 20-30 октября 1983 года. Работа над темой "Железоделательный и кузнечный промыслы Соловецкого монастыря XVI - XIX вв".
20.СГИАПМЗ, НВ-2247 (ГААО Ф.105. ОП.3. Д.74. Л.43)
21. СГИАПМЗ, научный архив Ф.2 Оп.1 №434 Критский Ю.М. Промыслы и ремесла Северного крестьянства и Соловецкого монастыря XV - XX вв. Приложение к проекту корректировки генерального плана СГИАПМЗ
22.Лобакова И.А. "Устав о монастырском платье" 1553 г. - один из неучтенных источников по истории Соловецкого монастыря времен игуменства Филиппа (Колычева). Книжные центры древней Руси. Соловецкий монастырь. С.-Пб., 2001
23.Навроцкий А.Г. Кузнечное ремесло. М., 1988
24.Виноградов Н.Н. Старинные металлические изделия Соловецкого монастыря в музее СОАОК. Журнал "Соловецкие острова" №7, 1926
25.Ксения Гемп. Сказ о Беломорье. М., 2004. С.52.
26.Буров В.А. Итоги археологических исследований в Новобратском корпусе Соловецкого монастыря. Сохраненные святыни Соловецкого монастыря. Материалы и исследования. Вып.XVII. М.,2003.
27.Колчин Б.А. Техника обработки металла в древней Руси. М., 1953
28.Виноградов Н.Н. Старинные металлические изделия Соловецкого монастыря в музее СОАОК. Журнал "Соловецкие острова" №7, 1926