Летний университет

Программа Летнего университета предполагает работу со студенческими и молодёжными группами в рамках летней научной практики. Её цель – получение практического опыта проектной и научно-исследовательской работы по заданным направлениям и сферам. В ходе работы над проектами или исследованиями участники знакомятся с историко-культурным и природным наследием Соловецких островов, приобретают навыки полевой и командной (групповой) работы, получают опыт междисциплинарных исследований и практик, участвуют в лекциях и дискуссиях, мастер-классах и экскурсиях.

Участники Летнего университета • 2018

В 2018 году студенты Северного (Арктического) федерального университета (Архангельск) и Высшей школы экономики (Москва, Санкт-Петербург), всего свыше 60 человек, стали участниками летней практики по теме «Комплексное развитие территории с уникальным природным и историко-культурным наследием на примере Соловецкого архипелага» в рамках совместного проекта двух университетов и музея «Летняя школа САФУ-ВШЭ на Соловках». Это междисциплинарный научно-образовательный проект, который предполагает проведение как образовательных и научно-исследовательских мероприятий (лекции, практикумы, дискуссии, мозговые штурмы, полевые работы, конференции), так и культурно-образовательной программы (экскурсии, мастер-классы). В рамках Летней школы её участники приобретают новые знания и активно используют их в ходе групповых проектных работ, осваивают новые для себя виды деятельности.

Проектная работа проходила по нескольким научно-образовательным направлениям:

  • Экологическое, координатор – менеджер образовательных программ, инженера лаборатории арктического биомониторинга А.Н. Трофимова
  • Социологическое, координатор – доцент кафедры философии и культурологии высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации О.Н. Руссова
  • Гуманитарное, координатор – доцент кафедры культурологии и религиоведения высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации Н.Н. Бедина
  • Информационное, координатор – старший преподаватель кафедры информационных систем и технологий высшей школы информационных технологий и автоматизированных систем М.И. Корзина
  • Архитектурное, координатор – ассистент кафедры инженерной геологии, оснований и фундаментов высшей инженерной школы В.А. Вешняков
  • Педагогическое, координатор – директор Интеллектуального центра – научной библиотеки САФУ А.Е. Гильдебрант
  • Правовое, координатор – заведующий лабораторией арктического биомониторинга Т.Ю. Сорокина
  • Историческое, координатор – М.М. Дадыкина, доцент департамента истории Санкт-Петербургской школы социальных и гуманитарных наук НИУ ВШЭ-СПб
  • Историческое, координатор – И.Н. Ильина, директор Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ

Перед завершением сборов состоялась предзащита проектных идей. Первыми о своём исследовании рассказала группа студентов-экологов. В течение недели участники отбирали пробы для оценки рекреационного воздействия на почвенно-растительный покров и воду. Они определили дорожки, которые вытоптали туристы, отобрали материал для исследования на самой тропе и расстояниях 5, 10 и 15 метров от неё. Всего было отобрано около 500 проб, анализировать которые студенты будут в Архангельске. Группа разработает меры по улучшению качества природной среды и сформирует предложения по внесению изменений в стратегические природоохранные документы области.

Александр Карельский и Владислав Сорокин представляли группу строителей-архитекторов. «Мы провели анализ жилищного фонда Соловецкого посёлка. Выяснилось, что дома одно- и двухэтажные из дерева, булыжника, силикатного и керамического кирпича и железнобетонных плит. Во время беседы с главой поселения Евгением Тютюковым мы получили авторитетное мнение о развитии посёлка, текущем состоянии объектов недвижимости. На 2016 год у 46% сооружений физический износ был более 50%. Выявили проблемы и на их основе будем предлагать комплекс проектных идей, по архитектурному облику посёлка. В перспективе на территории, прилегающей к монастырю, не должно быть видно зданий, не соответствующих историческому образу».

Вторая группа инженеров-зодчих занималась анализом дорог. Большинство дорог, нанесённых на карту, сложились ещё в конце XIX – начале XX века. Некоторые участки находятся в плохом состоянии, нет дренажной системы, происходит размыв полотна, увеличена нагрузка из-за транспорта, недостаточное развитие инфраструктуры. Студенты предлагают вернуть историческое использование – ввести больше пешеходных и велосипедных экскурсий, использовать гужевой транспорт, восстановить дороги с использованием современных материалов, организовать поверхностные водоотводы и установить скамейки и зоны отдыха.

Студенты ВШЭ разработали тему перспективы внедрения экскурсионных маршрутов по дороге на Реболду, которая была основана в XVI веке. Такой тур мог бы стать альтернативой экскурсии на Секирную гору. Ещё одна группа ВШЭ изучала книги отзывов музеев. Они выделяли ключевые смысловые образы, исследовали основные виды нарратива, формирующего образы Соловков для туристов, и инструменты формирования этих образов, изучали «обратную реакцию» посетителей отдельных музеев.

Группа педагогов физики и математики исследовала возможности Соловков для развития инженерного мышления детей. Инженерная история на Соловках начинается с XVI века. Как отмечает группа, информации об отдельных сооружениях много, но сложно проследить взаимосвязи появления инженерных объектов: создания озерно-канальной системы, постройки подземных каналов, крепости, сухого дока, ГЭС. Каждый последующий объект дополнял предыдущие и улучшал их работу, подчеркивают студенты. «Мы хотим сделать интересные описания, методические и дидактические материалы для экскурсоводов, учителей, нашего университетского музея занимательных наук, которые будут рассказывать об инженерных сооружениях на территории Соловецкого монастыря. То, что производит инженер в мире, создается, чтобы решить конкретную техническую задачу, и мы собираемся выстроить цепочку, объясняющую, что привело к созданию целого уникального гидротехнического комплекса», — рассказал руководитель группы Александр Гильдебрант.

Впервые на летней школе была представлена группа юристов, культурологов и религиоведов, занимающихся правовыми аспектами Соловецкого архипелага. Проанализировав законодательные документы Российской Федерации, студенты пришли к выводу, что определение «Религиозно-историческое достопримечательное место» не отображает весь комплекс наследия Соловецкого архипелага, в частности — археологического. Как они отмечают, один из наиболее острых вопросов — сохранение природного наследия. По итогам работы будет подготовлена научная статья, сравнивающая потенциальный статус религиозно-исторического достопримечательного места и его альтернативы.

Социологи проводили глубинные интервью с сезонными рабочими, которых примерно 300 человек. Студенты спрашивали их о том, как они прибыли на архипелаг, о работе и взаимодействии с местными жителями, будущем самих рабочих на Соловках. Всех респондентов разделили на несколько подгрупп: работающих в сувенирных лавках, сфере услуг, экскурсоводов и гидов, водителей, реставраторов. Согласно их исследованию, рабочих-реставраторов на Соловки привлекает зарплата, которая выше рыночной, а продавцы сувенирных лавок, например, едут сюда потому, что считают себя «осоловевшими», но при этом мало знают об историко-культурном наследии архипелага.

Филологи и культурологи готовили антологию соловецкой поэзии «Волны времени». В сборник вошли стихи как классиков: Константина Батюшкова, Михаила Лермонтова, – так и современных авторов. К стихотворениям подготовлены краткие комментарии и иллюстрации.

Проекты по созданию сборника поэзии и методических материалов про гидротехнические сооружения сопровождала группа IT. Они продумали дизайн и сверстали книгу, а также разработали трёхмерный макет работы сухого дока.

Осенью 2018 года в Архангельске состоится итоговая защита проектных работ по Летней школе, на которой будут подведены основные итоги и определены главные достижения.

Участники Летнего университета • 2019
  • Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина, Институт искусств (Москва)
  • Школа дизайна, Высшая школа экономики (Москва)
  • Московский педагогический государственный университет (Москва)
  • Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова» (Архангельск)
  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Москва, Санкт-Петербург)

   Познакомиться подробнее с участниками 2019 года

Летняя школа САФУ-ВШЭ. Фото П. Нечаевой
Летняя школа САФУ-ВШЭ. Фото П. Нечаевой
Летняя школа САФУ-ВШЭ. Фото П. Нечаевой
Летняя школа САФУ-ВШЭ. Фото П. Нечаевой
Летняя школа САФУ-ВШЭ. Фото П. Нечаевой
Летняя школа САФУ-ВШЭ. Фото П. Нечаевой
Летняя школа САФУ-ВШЭ. Фото П. Нечаевой
Московский педагогический государственный университет (Москва)
Летняя школа САФУ-ВШЭ. Фото П. Нечаевой
Московский педагогический государственный университет (Москва)
Цвет фона заголовка: 
#56839c